Мой особый класс

Поделиться:

В настоящее время большое внимание уделяется проблеме помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. В коррекционных образовательных учреждениях открываются специальные классы. Вот уже третий год в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе № 3 открыт специальный класс "Особый ребёнок" для детей со сложным умственным дефектом.
Обучение детей проводится с учётом их психофизических способностей и возможностей. Для максимального результата в воспитании и обучении учащихся в классе работает воспитатель, который помогает учителю при работе с учениками в микрогруппах, организует воспитательный процесс во время динамических перемен. Надо отметить, что на юге Тюменской области такой класс – единственный, открывшийся на базе коррекционного образовательного учреждения. Дети с особыми образовательными потребностями проходят 9‑летний курс обучения, получают элементарные образовательные, социальные и бытовые навыки, навыки общения со сверстниками, что потом помогает учащимся адаптироваться к жизни в современном мире. Предельная наполняемость класса "Особый ребёнок" – десять человек. Обучение учащихся осуществляется по программе и методическим рекомендациям научных сотрудников Института коррекционной педагогики. Программа обучения "Особый ребёнок" включает в себя образовательные предметы базисного учебного плана (программа А. Р. Маллера), занятия с применением здоровьесберегающих технологий – лечебно-физкультурного комплекса, игротерапии. Индивидуальные занятия ведут дефектолог, логопед, социальный педагог. Занимаются с ребятами опытные специалисты высшей категории – учитель-логопед Н. Н. Похресная, педагог-дефектолог Н. И. Шемякина. На протяжении всего учебного года они ведут кропотливую работу с каждым из учеников. Эффективная работа специалистов даёт положительные результаты в коррекции речевых, сенсорных и двигательных недостатков учащихся. Психолого-медико-педагогическое сопровождение ребёнка осуществляется до окончания школы, оказывается консультативная помощь родителям. Программа предусматривает уроки предметно-практической деятельности, конструирования и ручного труда. В результате овладения этими несложными умениями и навыками у детей развивается речь, компенсируются недостатки мышления, формируются положительные эмоциональные качества. Многие виды работ, которые отрабатываются, затем широко применяются на занятиях. Отношение окружающих к детям с проблемами в развитии существенно меняется в положительную сторону, когда они хорошо воспитаны, уважительны к старшим, а их поведение адекватно ситуации. Охрана здоровья учащихся, как физического так и психического, является одной из основных наших задач. В уютном, просторном, хорошо оборудованном спортивном зале проходят у нас уроки физкультуры, ЛФК. Специальные комплексы упражнений подбираются с учётом рекомендаций школьного фельдшера, индивидуальных особенностей каждого "особого ребёнка". В будущем в школе планируется создать сенсорную комнату для релаксации детей. Такие сеансы будут помогать снижать гиперактивность, психоэмоциональное напряжение, формировать положительный эмоциональный фон. Практика показывает, что обучение в классе "Особый ребёнок" даёт более глубокие и прочные знания, благоприятно влияет на детей в плане социальной адаптации и дальнейшей интеграции их в общество. В качестве конечной цели специального образования лиц с особенностями психофизического развития выдвигается их социальная интеграция. Успех её в значительной степени зависит от способности самостоятельно организовать свой быт. Подготовить каждого ребёнка к самостоятельной, независимой от окружающих жизни является главной задачей специальной коррекционной школы. Необучаемых детей нет: если ребёнку не под силу натянуть колготки, то он, возможно, самостоятельно наденет панаму; если он не сможет выложить из палочек простую фигурку, то соберёт их и сложит в коробку. Важно подобрать доступное для малыша задание и запастись терпением. К сожалению, достичь ощутимых результатов порой трудно, но упорядочить поведение ребёнка, научить его самообслуживанию и элементарным формам общения можно. "Особые дети" усваивают социальные нормы поведения и трудовые операции, способны читать, понимать речь и выражать свои желания. Следовательно, можно и нужно говорить об их обучаемости, только от взрослых требуется любовь к детям, терпение и педагогическое мастерство.
Наталья  КОСЫРЕВА,
учитель класса "Особый ребёнок".