Время экспериментов

Поделиться:

Российское образование уже не первый год переживает реформы. Введение ЕГЭ, замена одних предметов другими, появление электронных дневников – всё это вызывало в обществе немало споров. А вот о стартовавших несколько лет назад на базе многих школ и детских садов экспериментальных площадках говорят мало, хотя зарекомендовали они себя положительно. Чтобы узнать, как проходит подобная работа и чего уже удалось добиться, мы отправились в ишимский центр развития ребенка детский сад № 24.
Воспитаем детей патриотами!
Собственно был ещё один повод побывать именно в этом детском саду: здесь в рамках научно-практической конференции "XXIV Ершовские чтения" подводили итоги и проводили мастер-класс для студентов ишимского пединститута и педагогов и руководителей других образовательных учреждений.
– Наша экспериментальная площадка называется "Патриотическое воспитание дошкольников на материале краеведения и историко-культурных традиций малой родины", – рассказывает доцент кафедры социальной педагогики и педагогики детства ИГПИ им. П.П. Ершова, кандидат педагогических наук Наталья Шилина. – Работает площадка пятый год, и нам удалось добиться определённых положительных результатов. В частности, наши педагоги неоднократно участвовали со своими работами в городских, областных и общероссийских педагогических конкурсах и становились победителями. Их публикации уже прошли в ряде научных изданий, а наработками заинтересовались в Ярославле, Кургане, Витебске, Тамбове, Таганроге, Екатеринбурге и т. д. Но что же такое "эксперимент по патриотическому воспитанию"? Если говорить простыми словами, то педагогический коллектив 24-го сада совместно с кураторами из пединститута включили в существующие программы материалы, способные пробудить в дошкольниках интерес к родному краю. Детям часто читают стихи и рассказы местных авторов, а на занятиях, посвящённых знакомству с природой, обязательно рассказывают о природе Приишимья. Есть здесь и прекрасный музей, экспонаты которого собирали всем миром: в его создании участвовали сотрудники, мамы, папы, бабушки и дедушки воспитанников.
– Фактически мы учимся по-новому работать на местном материале, – говорит воспитатель детского сада № 24 Ольга Штыкова. – И сегодня уже стало понятно, краеведением дети должны заниматься с самого маленького возраста, ведь, не зная истории родного края, своего города, области, семьи, человеку сложнее реализоваться в жизни. Для музея в детском саду отведено особое помещение, в котором обустроена русская светёлка. Есть здесь и печь с ухватом и чугунками, и прялка, и домотканые половички на полу, и куклы, выполненные в старинной технике. Экспозиция постоянно пополняется, здесь проходят тематические выставки и экскурсии для гостей. Нередко экскурсоводами становятся дети из старших групп. – Перед 8 Марта я рассказывала всем о выставке "Увлечения наших мам", – шестилетняя Анна Багрова берёт в руки указку и демонстрирует нам музейные ценности. – Наши мамы любят шить и вязать, вот их творчество, а моя мамочка и заготовки на зиму делает замечательные.
– Детям нравится, что всё можно потрогать, рассмотреть, – продолжает Ольга Николаевна. – И ещё они очень любят праздники, которые регулярно у нас проходят и проводить которые нередко помогают студенты. Например, не так давно у нас состоялись так называемые дни национальностей. В частности, родители и бабушка с дедушкой одной воспитанницы знакомили ребят с казахскими историко-культурными особенностями: обычаями, традиционной одеждой, угощали национальными блюдами. Конечно, дети многое узнали и запомнили, поскольку это был не просто рассказ о культуре, а живое знакомство с ней.
О родном крае с любовью
Что же касается литературы, с которой знакомят малышей в центре развития ребёнка, то здесь уже разработали целую хрестоматию ишимских и тюменских писателей и поэтов. Собирать материалы было сложно, поскольку найти книги некоторых авторов весьма проблематично, но общими усилиями задуманное всё же удалось осуществить. Сейчас хрестоматия существует в электронном формате и используется на занятиях не только воспитателями дошкольных общеобразовательных учреждений, но и учителями начальных классов. В ближайшее время планируется выпустить учебник и в бумажном варианте. Также комплектуется для выхода в печать и "Цикл бесед" по произведениям хрестоматии. Одновременно "Художественная литература как средство воспитания патриотизма у детей" стала темой исследования воспитателя Ольги Аушевой.
А воспитатель Марина Латынцева работает над формированием у старших дошкольников природоведческих и географических представлений о родном крае. И методы для этого Марина Валерьевна использует самые современные. Для ребятишек, которые не прочь посидеть за компьютером, она разработала комплекс компьютерных игр, при помощи которых знакомит детей с родной природой. Надо отметить, большое внимание в детском саду уделяют и взаимодействию с родителями воспитанников. Так, педагогом Татьяной Гавриковой совместно со студентами пединститута создана газета, в которой рассказывается о прошедших в детском саду мероприятиях и о тех, что планируются в ближайшем будущем. Мамы и папы могут прочесть такую газету в группе или дома (издание рассылается на электронные адреса родителей).
Детский сад будущего
Детский сад – это особый мир. И подходы к воспитанию из малыша разносторонней, творческой, а главное – успешной личности тоже должны быть особыми. Именно для этого в детском саду № 24 уже не первый год используют в работе технологию М. Монтессори. Образовательная деятельность детей организована в специально оборудованном Монтессори-классе.
– Здесь дети разных возрастов общаются друг с другом и, по собственному усмотрению, учатся чтению и письму, умножают и делят, знакомятся с дробями, приобретают жизненно важные навыки. Если ребёнок хочет, он может постирать или помыть посуду, пришить пуговицу или подмести пол. И важно, что он работает не только индивидуально, но и помогает младшим, и трудится в коллективе, – пояснила монтессори-педагог Елена Алёхина.
Как показали первые выпуски, дети, обучаемые по технологии Монтессори, более самостоятельные, умеют адаптироваться к любой среде и решать самые разные проблемы, знают, как сделать выбор и организовать своё время. В этом и большая заслуга родителей, которые доверяют педагогам, сотрудничают с ними и принимают активное участие в жизни своих чад. А пока одни дети занимаются в классе Монтессори, другие, из группы "Гномики", спорят о том, какими фигурами лучше играть в шахматном клубе "Белая ладья" у Марины Латынцевой. "Я буду играть только белыми, потому что они везучие!", – заявляет пятилетний Илья Воробьёв. По словам педагога, Илюша так увлёкся шахматами, что теперь готов играть в них и в детском саду, и дома, и с реальным противником, и с компьютером.
– Шахматы развивают интеллектуальные способности и креативное мышление, и ребятам эта игра интересна, – поясняет Марина Валерьевна. – Сначала мы учили, как называются фигуры, как они ходят, теперь пробуем играть. Всё это даётся детям в лёгкой, адаптированной форме. В своей работе я использую книгу Игоря Сухинина "Шахматы для самых маленьких".
Впрочем, это далеко не все инновации, внедрённые в работу детского сада № 24.
– Когда в июле 2009 года работа площадки только начиналась, в рамках общего проекта мы разработали модели, определились с темами исследовательских проектов. В творческую группу вошли семь педагогов, каждый из которых разрабатывал свою содержательную линию и сейчас готов поделиться полученным опытом. В прошлом году детский сад стал стажировочной площадкой ТОГИРРО (Тюменского областного государственного института развития регионального образования), – объясняет Наталья Шилина.
Сегодня эксперимент в детском саду – это наука и творчество для педагогов, и новые, интересные формы воспитания и обучения для детей и их родителей. Бояться подобных новшеств не нужно, поскольку все они направлены на улучшение качества образования. Жизнь не стоит на месте, а значит, и образовательные учреждения должны меняться. Именно поэтому только при содействии Ишимского педагогического института им. П.П. Ершова работает сразу 11 экспериментальных площадок. Все они помогают создавать детские сады и школы будущего уже сейчас.
Юлия Кроо.
Фото Василия Баранова.