"Водоёмное здание"

Поделиться:

В 2013 году исполняется сто лет с того момента, как была открыта для "регулярного движения" Тюмень-Омская железная дорога и крупнейшая её станция Ишим, расположенная ровно на середине магистрали. Этой значительной дате будет посвящено несколько публикаций на странице "Собор". Знакомство с архитектурным наследием станции мы начнём с водонапорной башни.
Башня – пожалуй, самое заметное станционное здание. Построенная в 1912 году, она по сию пору не имеет равных по высоте – 24 метра. Это выше пятиэтажного дома. Башня и сейчас хорошо видна из заречья, а в первые десятилетия она была несомненной высотной доминантой станционного поселения, создававшей его неповторимый силуэт.
Назначение башни, или, в терминологии того времени, "водоёмного здания", вполне прагматичное. Сюда по напорной линии подавалась вода из подъёмного здания, расположенного на берегу реки Ишим. Здание это тоже сохранилось, оно теперь встроено в систему производственных помещений "станционных" очистных сооружений. Направление водовода прочно закреплено градостроительно и топонимически – он идёт под проезжей частью улицы Водопроводная. Напорная линия состояла из двух параллельно идущих чугунных труб диаметром от 4 до 5 дюймов (10-12,5 см), уложенных на глубине трёх метров на расстоянии сажени (двух метров) друг от друга. В случае порыва на одной трубе водоснабжение продолжалось по другой. Водоподъёмное здание было оборудовано по последнему слову техники двумя паровыми котлами Лешапеля и двумя насосами Вортингтона.
Вода под напором подавалась в два стальных бака, расположенных в башне друг над другом. Ёмкость каждого – 9 кубических саженей (87,3 куб. метров). Отсюда по двум разводящим трубам вода доставлялась потребителям. Высота, на которой располагались баки, и давление объёма содержащейся в них воды создавали дополнительный напор в разводной сети и обеспечивали равномерность подачи воды в любое время. Зимой башня отапливалась ребристыми печами, трубы которых проходили через баки. На старых снимках башни хорошо видна печная труба, выведенная над деревянной ротондой крыши.
Изначально водопроводная сеть на станции Ишим была невелика. Главная задача, которая стояла перед ней, – обеспечивать водой службу тяги. Как известно, вплоть до 60-х годов ХХ века поезда двигались в основном паровозами. Бак, расположенный в прицепе паровоза – тендере, необходимо периодически заправлять водой. На Тюмень-Омской линии было решено устраивать водоснабжение только на 9 станциях. В результате прогоны локомотивов без дозаправки увеличивались до 80 вёрст (самый длинный – между станциями Ишим и Голышманово). Поэтому на новую дорогу постановили поставлять паровозы только с четырёхосным тендером, бак которого вмещал до 800 куб. футов (около 22 кубометров) воды против привычных 400-500 куб. футов.
Башни строились на расстояниях соответственно этим требованиям. На Тюмень-Омской линии было возведено 5 водоёмных зданий на два бака (на станциях Ялуторовск, Вагай, Голышманово, Ишим, Называевская) и 5 башен пониже, с одним баком (на станциях Богандинская, Маслянская, Мангут, Драгунская, Любинская). Заправка тендерных баков осуществлялась через гидравлические краны (гидроколонки). Первоначально на ст. Ишим планировалось устроить две таких колонки на путях и одну при депо, затем их число увеличилось. Одна, действующая, сохранилась на ветке, идущей в вагонное депо.
Кроме того, проект разводящей сети на станции Ишим предусматривал подведение воды к паровозному депо и мастерским, к продовольственному пункту, пассажирскому зданию (вокзалу), к некоторым станционным кирпичным домам и к нескольким пожарным и водоразборным кранам ("колонкам"). Разводящие трубы также на случай аварии устраивались двойными, их диаметр варьировался от 5 до 7 дюймов (12,5-15 см). Как указано в "Журнале освидетельствования работ по сооружению Тюмень-Омской линии", все водоёмные здания снабжались указателями воды системы Гильбиха и имели телефонную связь с водокачками через "фонопоры системы Эриксона".
В Российском государственном историческом архиве сохранились проекты станционных сооружений Тюмень-Омской дороги. Среди них – проект водоёмных зданий. Сравнение чертежа с его исполнением в натуре показывает, что строители скрупулёзно исполнили творческую волю санкт-петербургского архитектора – инженера Ф.Масленникова.
Зодчий придал цилиндрическому объёму высотного здания лаконичный и в то же время изящный облик в духе классицизма с элементами "русского" и "кирпичного" стилей. Визуально оно разделено на четыре неравных по высоте яруса. Нижний, высотой около 4 метров, кажется основательным и соразмерным человеку благодаря приёму рустовки – гладкая поверхность практично неоштукатуренных стен, облицованных качественным кирпичом, словно расчерчена горизонтальными полосами углублений. Второй ярус гладкий и самый высокий, он подобен бельэтажу ампирных усадеб и завершается многослойным карнизным пояском с крупными "сухариками" (выступающими за плоскость стены "кубиками" из кирпичей). Третий ярус, также гладкий, украшен по верху фризом с ритмическим рядом квадратных выемок-кессонов, позаимствованных из древнеримской архитектуры. Четвёртый ярус самый низкий – около полутора метров, украшен выразительными гранёными квадрами и представляет в плане не круг, а восьмерик. Он служит основанием для восьмигранного шатра кровли, который завершён деревянной ротондой-"фонариком", через которую дневной свет попадает в чердачное помещение. Стены по четырём осям прорезаны крупными полуциркульными оконными проёмами, которые увенчаны типичными для классицизма трёхлепестковыми замковыми камнями. Окна верхнего яруса и фонарика, напротив, имеют прямоугольную форму и относительно невелики, что придаёт башне образ былинного могучего богатыря, сурово глядящего по сторонам света из-под тяжёлого шлема.
Круглое в поперечном сечении здание имеет площадь 12,32 квадратных сажени (56 кв. метров), толщина стен в среднем 0,4 сажени (около 85 см), диаметр по внешней стороне – около 6,6 метра. Фундаменты углублены на три метра.
В наше время водонапорные башни строят без каких-либо изысков, и внешне это малопривлекательное металлическое сооружение. Отчего же сто лет назад понадобилось облекать простую конструкцию в эстетичную "оболочку"? Ведь всякое "украшательство" приводит к удорожанию работ. Вот как на этот вопрос отвечает член совета Всероссийского общества любителей железных дорог А. Вульфов: "В желании сделать красивым то, что окружает людей в повседневности, виден человек той эпохи, полагавший красоту основой любого предмета, не допускавший серости, бездушия". Благодаря такому взгляду на мир, сильно поутраченному за последние полвека, жёсткая поступь технической цивилизации смягчалась, становилась действительно соразмерной человеку. Союз пользы и красоты – таков был девиз архитекторов и инженеров той эпохи. Отсюда – и запас прочности, заложенный в сооружения вековой давности, которые не только дошли до наших дней, но способны при внимании и заботе прослужить ещё не один десяток лет на радость нашим детям и внукам. Примеры такой заботы можно найти на Западе, где старинные здания не только сохраняются, но и "работают" на благо жителей как инвестиционно привлекательные объекты турбизнеса. И в России муниципалитеты заботливо реконструируют утерявшие свои изначальные функции башни – как, например, в Санкт-Петербурге, где в старой башне устроен Музей воды, или во Владимире, где башня превращена в музей городского быта со смотровой площадкой.
Водонапорная башня давно стала одним из символов города, – не зря несколько лет назад её макет установлен на въезде в Ишим. Она была рекомендована к включению в общероссийский реестр памятников архитектуры. Рассказ о ней включён в составленный искусствоведом Е.М.Козловой-Афанасьевой каталог "Архитектурное наследие Тюменской области" (Тюмень, 2008). В настоящее время на территории области осталось лишь две башни, подобных ишимской, – в Вагае и Голышманово. Они – неотъемлемая часть станционных архитектурных комплексов, которые придают Транссибу, выдающемуся памятнику инженерной мысли, неповторимый облик и туристическую привлекательность.
Геннадий Крамор,
методист по научно-просветительской работе Культурного центра П.П.Ершова.

Геннадий Крамор