Полигон твёрдых бытовых отходов – место довольно унылое, особенно в ненастную погоду: ледяной пронизывающий ветер, грязный снег, обрывки мусора под ногами и стаи ворон. Но без него нормальное функционирование города невозможно. Ежедневно грузовики и самосвалы свозят сюда весь мусор нашей жизни. И, к сожалению, с развитием технологий, с появлением новых материалов отходов становится всё больше.
С использованием новой упаковки увеличивается и срок распада мусора: бумага и картон рассыплются в прах за год-два, а пластик и полиэтилен пролежат в земле более 100 лет. Самый долгий срок разложения у стекла – более тысячи лет. Только задумайтесь: нас не будет – а мусор останется. Такое вот печальное наследие.
Сейчас мусор нельзя просто сваливать в общую кучу, тем более сжигать: в соответствии с новыми санитарными требованиями он должен утилизироваться в специальных ямах – картах, которые засыпаются грунтом. Ишимский полигон твёрдых бытовых отходов, расположенный на 4 км Бердюжского тракта, этим требованиям не отвечал. Поэтому в 2011 году было принято решение о его реконструкции.
Работы по строительству нового полигона ТБО, которые ведутся уже третий год, близятся к завершению. В этом году объект планируется сдать в эксплуатацию. Проведена рекультивация старой свалки – исчезли горы хлама. Семьдесят процентов отходов уже законсервировано в котловане. Карты строятся таким образом, чтобы вредные продукты распада не попадали в почву: дно выстилается песчаной подушкой, затем засыпается мусор, сверху – слой земли. Работа по утилизации продолжается. Параллельно строят новые карты для захоронения отходов.
– Каждый день на полигоне работает порядка тридцати единиц тяжёлой техники: экскаваторы, самосвалы, бульдозеры, – говорит директор фирмы-подрядчика ЗАО "Автоколонна 1319" Сергей Горбачёв. – По данным проектной конторы, ежегодно на полигон вывозится около пяти тысяч кубометров мусора. Поэтому было предусмотрено увеличение площади этого объекта до 27 гектаров.
По периметру полигон будет обнесён забором, чтобы лёгкий мусор не раздувало ветром по соседним полям. Для свободного прохождения грузовых автомашин укладываются подъездные пути из бетонных плит. Проектом предусмотрено строительство ангара для обслуживающей полигон тяжёлой техники, где помимо гаражей разместятся контора и подсобные помещения.
Новый объект для утилизации твёрдых бытовых отходов рассчитан на 22 года использования. Но, продолжая безостановочно ссыпать сюда мусор, можно заполнить полигон быстрее. Как сделать, чтобы он не превратился обратно в свалку, но стал экономически выгодным объектом? Решением этой задачи сейчас заняты как местная, так и региональная власти.
Марина СЕРГЕЕВА.
Фото Василия Баранова.
Марина Сергеева