Когда служба и опасна, и трудна…

Поделиться:

Ровно два года исполнилось 15-го января с момента образования самостоятельного государственного правоохранительного органа – Следственного комитета Российской Федерации. Главной задачей ведомства является расследование наиболее сложных дел – убийств и посягательств на жизнь и здоровье граждан, коррупционных и экономических правонарушений. Накануне праздничного дня мы встретились с одним из самых опытных сотрудников ишимского межрайонного отдела СКР, на счету которого уже не десятки – сотни раскрытых, порой самых непростых преступлений. Знакомьтесь: обладатель медалей "За безупречную службу" всех трёх степеней, следователь по особо важным делам Сергей Носков.

– Сергей Николаевич, с чего начиналась ваша служба в правоохранительных органах?
– В детстве мне нравилась работа в милиции, но, окончив школу в 1980 году, я устроился на ишимский машиностроительный завод – работал слесарем-сборщиком на главном конвейере. Уже от завода учился в автошколе "ДОСААФ", стал водителем-профессионалом 3-го класса и перешёл в городскую автобазу связи. В ноябре 1981-го был призван в армию. Служить довелось в бронетанковых войсках под Читой, в Забайкальском военном округе. Был механиком, инструктором учебно-боевых танков Т-62. Демобилизовали меня на месяц раньше положенного – за то, что за сутки сумел заменить двигатели на двух танках. Когда пришёл домой, друг моего отца, Андрей Цуканов (он сам из известной ишимской офицерской династии), пригласил меня на работу в ГАИ. Я согласился.
– Родители ваши не были связаны с милицией?
– Нет, отец был директором ныне не существующего кирпичного завода на улице Казанской, мама – инженером-сметчиком проектно-сметного бюро. Сын Дмитрий, кстати, тоже трудится в банке, а не в органах, хотя у него есть и высшее экономическое, и высшее юридическое образование.
– В Госавтоинспекции вы проработали недолго…
– Почти год. Потом меня перевели в патрульно-постовую службу. Через 4 года, получив звание старшего сержанта, я подал документы в тюменский филиал Омской высшей школы милиции МВД РСФСР. Учился очно по специальности "Оперативно-розыскная деятельность". За время учёбы дважды был в спецкомандировках. В 1988-м – в Ереване, где мы участвовали в ликвидации последствий землетрясения. В 1990-м – в Нагорном Карабахе, участвовал в урегулировании вооружённых конфликтов. После окончания школы милиции получил погоны лейтенанта и стал оперуполномоченным УгРо, вернулся на работу в свой отдел.
– Работа в уголовном розыске – мечта многих. Наверняка, было очень интересно… – Интересно и очень сложно. Приходилось не только использовать знания, полученные в школе милиции, но и многому учиться на практике. Но у меня были замечательные наставники: оперативники Олег Шабанов и Александр Скоробогатов, начальник угрозыска Николай Першаков и его зам. Сергей Азаров. Они очень многое дали молодым сотрудникам. Намного позже жизнь свела меня и с другими прекрасными людьми, в каком-то смысле также ставшими моими учителями, – это бывший прокурор Владимир Лазарев, сотрудники прокуратуры Тамара Долганова и Олег Ташланов. А самому мне также довелось привести в правоохранительную систему тех, кто сегодня занимает ответственные посты руководителей.
– Помните первое дело, в расследовании которого вам довелось принимать участие?
– Конечно! Это было в 1991 году. Один из горожан пошёл гулять с собакой и нашёл на улице П. Осипенко, где был пивбар, труп молодого парня, которого забили до смерти. Почти 4 месяца упорной розыскной работы, но… найти убийц не получалось. Единственной ниточкой к раскрытию дела был след протектора автомашины ГАЗ, оставленный рядом с местом преступления. И в итоге нам удалось найти водителя, брат которого и учинил расправу над товарищем. Втроём они распивали спиртное, произошёл конфликт, и мужчина, в совершенстве владеющий приёмами восточных единоборств, просто выплеснул злость на соперника. Позже преступник попал на скамью подсудимых.
– Как долго вы были сотрудником уголовного розыска?
– До 1996 года. Был оперуполномоченным группы по раскрытию тяжких и особо тяжких преступлений против личности, старшим второй зоны (город поделён на зоны, для удобства). А в конце 1995-го следователь прокуратуры Александр Фумин (сейчас он руководитель следственного управления Следственного комитета РФ по ЯНАО, генерал-майор юстиции) предложил мне пойти следователем в прокуратуру, так как их сотрудник Валерий Кусков должен был выйти на заслуженный отдых. Так я стал следователем, а потом старшим следователем прокуратуры. В сентябре 2007-го, когда следствие отделилось от прокуратуры, был назначен старшим помощником прокурора по линии уголовно-судебного надзора, поддерживал гособвинение в судах. Но вскоре понял: это не моё, и уже в декабре пришёл в комитет. В 2008-м мне было присвоено звание подполковника юстиции, а приказом от 3 июля 2012 года (в свой день рождения) меня назначили следователем по особо важным делам.
– Что самое сложное в вашей работе?
– То, что в сутках не 28 часов – времени порой катастрофически не хватает. Но, так или иначе, я люблю свою профессию и работаю с удовольствием. А ведь, сами знаете, как говорят: нет хуже нелюбимой жены и нелюбимой работы. Мне в этом плане очень повезло.
– Если свободные минуты или даже отпуск всё-таки случаются, чему вы их посвящаете?
– Очень люблю работать у себя на даче, а ещё – читаю (чаще, конечно, урывками) историческую литературу. Знать историю сегодня немаловажно.
Юлия КРОО.

Юлия КРОО