О любви, предательстве и трудоднях
Когда мужа Екатерины Пискарёвой забрали на фронт, ей пришлось учиться на комбайнёра и тракториста и садиться за руль тяжёлых машин. До конца войны она вынуждена была день и ночь трудиться на посевных и уборочных. А ещё работала учётчицей, сутками пропадала на ферме, доила коров, выхаживала телят. К труду молодая Катерина была привычна: детей в родительской семье было восемь, а она – самая старшая.
Родина Екатерины Дмитриевны далеко от Ишима – в деревне Малиновка Тамбовской области. Но с четырёх лет она жила с родителями, братьями и сёстрами на нашей сибирской земле, в деревне Сергино Сорокинского района. Там ждала она весточки и от своего мужа Ивана, попавшего во время Великой Отечественной на японскую границу, ждала домой и его самого, но он не вернулся. И очень было больно тогда Екатерине не от того, что её супруг погиб или попал в плен, а потому, что, живой и здоровый, нашёл себе другую любовь… "Второй раз я вышла замуж только в 1953-м, за Николая, фронтовика и инвалида войны. Он был очень хорошим и заботливым… А так вся молодость моя прошла в труде, но работали мы всё больше за палочки-трудодни да за грамоты. Я ведь и заслуженной колхозницей была", – вздыхает Екатерина Дмитриевна. В колхозе её уважали и ценили и за три года до пенсии предложили выучиться на осеменатора – эта работа была легче предыдущих. Она отучилась и вернулась в деревню, где прожила до 2002-го года, когда в селе осталось всего-то пять жилых домов. Пустое, заколоченное жильё, ни магазина, ни медика, ни дорог… Тогда-то единственная дочь Валентина и помогла маме перебраться в Ишим. Теперь бабушке помогают двое внуков и трое правнуков. А самой ей 20 ноября исполнилось 90 лет.
Нелёгкая доля
Участнику войны Михаилу Ермолаевичу Радченко 21 ноября исполнится 90 лет. Нелёгкая ему выпала доля: призванный в 229-ю стрелковую дивизию, в 1942-м году он попал в немецкий плен и лишь в 1945-м был освобождён.
Но и тогда его служба не закончилась, ещё два года он провёл в части неподалёку от украинского Львова, и лишь в 1947-м Радченко демобилизовали. Мама Миши в те дни и не думала увидеть сына живым, он давно считался пропавшим без вести и даже был отпет…
"Я родился в деревне Новоалександровка Ишимского района, было у меня девять сестёр и братьев, – вспоминает Михаил Ермолаевич. – До войны учился в своём селе, работал в колхозе "Красная Нива". После войны, немного побыв дома, М. Радченко решил перебраться в город и устроился в ишимскую автороту (позже ставшую автоколонной-1319) водителем. Так и прошоферил он до самой пенсии. Сидел за баранкой и ЗИС-5, и ГАЗ-51, и 130-го ЗИЛа… С женой, Александрой Кузьмовной, Михаил Ермолаевич прожил душа в душу 62 года, воспитал сына Сергея и дочь Татьяну. Год назад его супруги не стало, но дети, трое внуков и столько же правнуков, не забывают дедушку – кто-то из близких всегда рядом с ним.
Золотой возраст
Девятый десяток разменяет 29-го ноября Надежда Тимофеевна Савельева.
Сегодня бабушка Надя не может сама вспомнить, где родилась и как жила все эти годы. Из трудовой книжки известно лишь, что она много работала. В тюменской дистанции зданий и сооружений, на вагайском шлакобетонном заводе, в омутинских совхозах "Победа" и "Яблочный". В деревне Б.-Крутая Омутинского района она и закончила в 1977 году свой трудовой путь, который, скорее всего, был куда больше записанного в официальных документах. Но рассказать об этом некому: в золотом возрасте у Надежды Тимофеевны не осталось родных и близких. Сейчас она живёт в ишимском геронтологическом центре – здесь не скучно, да и работники центра полностью обеспечивают бабушке нужный уход. "Самое главное, что нам всем нужно, и Наде тоже, – это здоровье, – говорят её соседки по комнате-палате. – А так нам ещё бы жить и жить!"
Юлия Кроо,
Фото Василия Баранова.
Юлия Кроо