_Сказал однажды Валерий Пашков, и этому суждено было сбыться. _
Решению предшествовала армия, провал на вступительных экзаменах в мединститут, напутствие мудрых родителей и пример старшего брата, который уже заканчивал учёбу в Ишимском педагогическом. Этот институт и определил дальнейшую судьбу Валерия Александровича. После окончания он вместе с супругой (однокашницей) был распределён в Равнецкую школу учителем физики и математики. Через шесть лет стал инспектором, а затем – главным специалистом, а последние пять лет руководит отделом образования администрации Ишимского района. Вся жизнь посвящена педагогике и руководству. Накануне 60-летия мы договорились на интервью.
– Никогда не хотелось что-нибудь изменить в судьбе? – спрашиваю я.
– Нет, жизнь сложилась удачно и интересно. Мне несколько раз предлагали сменить сферу деятельности. Но я отвечал, что прикипел к образованию.
– Как же можно здесь прикипеть, когда всё так переменчиво? Не успеет одна реформа прижиться, как уже грядёт другая.
– Здесь, как и в жизни, ничего не стоит на месте. Каждый этап реформирования предполагает выход на какие-то новые рубежи. И это правильно. Наша система должна быть стабильна в том смысле, что здесь необходимо работать тем людям, которые любят детей и способны сами постоянно учиться.
– Кого бы вы назвали своими учителями?
– В первую очередь благодарен своим родителям, воспитавшим во мне чувство ответственности и долга, добросовестности. В становлении меня как педагога большую роль сыграли учителя Равнецкой школы Михаил Георгиевич Усольцев, Тамара Артемьевна Медведева, Анна Степановна Шатилина и другие.
– Будучи на административной должности, возникало ли иной раз желание встать к доске?
– Да, бывало, особенно когда посещал открытые уроки. Был период, когда я параллельно основной работе преподавал в институте методику и управление системой образования.
– Продолжите фразу: "Система образования в РФ… "
– Была, есть и будет лучшей. Во-первых, это основано на фундаментальности знаний. Второе – воспитание. В отличие от других стран, наше образование идёт рука об руку с воспитанием. 90-е годы, конечно, здорово подпортили целостность картины: тогда сказали, что система должна заниматься только обучением, всё остальное – дело семьи и общества. Сейчас приходится по новой нарабатывать опыт. А дети у нас одарённые. И если рядом появляется толковый преподаватель, увлечённый человек, они охотно учатся, активно развиваются.
– Большую часть своей жизни педагоги посвящают чужим детям. Как у вас в этом плане?
– И здесь повезло: у меня две дочери, а с девочками всегда проще. Тем более когда рядом такая замечательная мама.
Что до чужих. Я всегда ими занимался и буду заниматься. И сегодня несу ответственность за три с половиной тысячи сельских школьников. Каждый день решаем какую-нибудь проблему: подвоз детей в школы, их питание, организация летних оздоровительных площадок – вопросов хватает.
– У каждого руководителя есть свой принцип в работе. Каков ваш?
– Самый основной: "Работать с теми, кто есть". Не надо копаться в специалистах, перебирать, искать новых. На место одних придут другие, но с новыми проблемами и вопросами. Достойных надо обязательно поощрять, деятельность остальных – корректировать. Этого принципа я придерживаюсь всегда.
Коллеги и друзья Валерия Александровича отмечают три основные черты характера моего собеседника: ответственность, порядочность и терпение. Согласитесь, такому человеку есть чему учить.
Оксана Павлова