Есть люди, про которых говорят – талантлив во всём. Пожалуй, ишимская художница Ирина Чупина как раз из таких. Познакомившись с её творчеством, понимаешь: стихи и полотна, написанные рукой Ирины – единое целое.
Недавно в культурном центре П.П. Ершова прошла персональная выставка Ирины Чупиной – "Люди и лошади". И лошадей на экспозиции действительно было много. Огненно-рыжие, белые, чёрные, застывшие в полумраке конюшен или мчащиеся по степному простору, жующие траву или взирающие на нас в алом маковом поле… Полюбившиеся Ирине ещё с детства образы этих гордых, красивых животных спустя время превратились в прекрасные работы. Однако взгляд зрителя приковывали не только кони в их реальном обличии, но и нечто переходное, метафизическое.
Например, картина "Гроза", на которой изображена женщина-кентавр в леопардовой шкуре на груди, мчащаяся куда-то во весь опор.
– Когда я решила писать своего кентавра, или полкана, как его называли в славянской мифологии, то стала искать натурщицу, причём именно женщину. Сестра Елена, услышав об этом, предложила свою кандидатуру, – поясняет художница.
В последнее время мифические, порой даже сказочные сюжеты вообще привлекают Ирину. И случается так, что близкие ей люди входят в такие картины героями совершенно других измерений. На полотне "Мистика" изображён прекрасный юноша с совёнком на плече, за спиной которого – голова дракона. И непонятно, то ли он – молодой герой, отправившийся на сражение с земноводным чудищем невероятных размеров, то ли в этой истории змей – помощник царевича-королевича…
– Вообще это портрет сына Сергея, сейчас ему 18, но он всё такой же романтик, как и раньше. И к драконам неравнодушен, – рассказывает Ирина. – А совёнка, точнее сычёнка, мы с мужем увидели у себя в саду, где и сфотографировали…
– На ваших портретах нет вымышленных персонажей, каждое лицо кто-то может узнать?
– Да, это так. В "Скрипке и море", где над бушующей стихией играет на скрипке девушка, героиней стала Елена Ромаренко. На открытии одной из выставок в прошлом году я увидела её со смычком в руке, опять же остался снимок, с которого потом и писала. Есть работа, где запечатлён мой сын с бабушкой.
– Кто же изображён на картине "Летняя сказка", где три девушки лежат в ромашковом поле с цветочными венками на головах? На них многие обратили внимание ещё на выставке "Палитра Ишима".
– Это мои коллеги по школе: два завуча и учитель иностранного языка. Иногда пишу и своих учениц. Мне нравится, когда удаётся подать портрет необычно. Например, "Две стороны одной медали" – это одна девушка, изображённая сразу в двух своих ипостасях.
– Среди ваших произведений часто можно видеть алые маки сами по себе или как дополнение к центральной тематике картины. Почему именно маки?
– Люблю эти цветы. А ещё красный цвет – жизнеутверждающий, это экспрессия. Он есть и в "Страсти", хотя цветов там нет, только танцовщица испанского фламенко.
– Ваше вдохновение – это…
– Каждый раз оно разное. Вместе с мужем Александром мы любим вечерами уезжать из города, просто любоваться природой, дикими животными, птицами, фотографировать. Вы не представляете, какие удивительные места можно увидеть всего в нескольких километрах от города. Что-то из этих впечатлений потом превращается в картины и стихи.
Удивительную художницу Ирину Чупину некогда пора-зили и ишимские храмы. Все они впоследствии оказались написаны маслом на холстах. Появились и посвящённые великолепию местных церквей стихи. Одно из них, ритмичное и как-то сразу берущее за душу, остаётся в памяти после первого же прочтения: "Купола, купола, Благодатные земли России, Для меня нет земель, Чтобы были для сердца красивей…"
– Что рождается первым: картины или стихи?
– Всегда по-разному. Иногда тексты появляются первыми, иногда сначала берёшься за кисть. А бывает, что от холста бросаешься к блокноту и обратно, – улыбается Ирина.
– Ирину Чупину как художника ишимцы узнали не так давно. А вы сами уже определились с техникой письма и направлением, в котором в дальнейшем будете работать?
– Вы правы, я ещё в самом начале пути. Что же касается техники, то почти год я была в поиске и остановилась на лессировке. Это когда картина пишется так, чтобы холст чуть-чуть просвечивал сквозь масло, чтобы было видно основу. А направление – фэнтэзи. У меня уже есть работы, выполненные в этом стиле. Девочка, у которой волосы – табун лошадей (она мечтала о живой лошадке, я воплотила её мечту таким вот образом), "Рождение Венеры". Мне очень нравятся работы Королькова, его акварели стали иллюстрациями к "Славянской энциклопедии". Наша, славянская мифология – огромный простор для творчества. Признаюсь, сейчас пишу двух русалочек, прообразами которых стали живые люди.
– Кроме "Палитры", вы выставляли свои работы где-то ещё?
– В Омске, на выставке "Святое воинство".
– Чтобы рождались ваши картины, нужно вдохновение и…
– Возможности. Подрамники, холсты и краски сегодня – удовольствие не из дешёвых. Настроение. Каждый вечер, когда у меня хорошее настроение, я пишу – карандашом или кистью. И время. Иногда становится жаль, что в сутках лишь 24 часа.
– А стихи, они уже увидели свет?
– Их можно прочитать на сайте Союза писателей Стихи.ру, где я – Арина Чупина. В книжном варианте первые были напечатаны в сборнике "Начало", который издаёт ишимский пединститут (по первому образованию я декоратор-оформитель, сейчас получаю высшее образование в ИГПИ им. П.П. Ершова), потом выходил сборник "Новокузнецк – восторг души", книга "Поэты Тюменской области" и т.п.
Сегодня Ирина Чупина является членом творческого объединения поэтов "Парус" и Тюменского Союза профессиональных художников. А работает она вот уже 15 лет библиотекарем в одной из школ города. "Место здесь спокойное, к тому же среди книг есть возможность подумать о чём-то своём", – говорит Ирина. В её творческом багаже почти восемь десятков полотен и огромное количество стихотворных текстов. К тому же художница недавно начала писать сказки, а ещё увлечена вязанием, сутажем (плетение плоских шнурков для нашивок в виде узора на женском платье – прим. авт.), бисероплетением и... обожает рыбалку. В душе же художницы и поэтессы тепло и уютно – точно так, как в одном из её стихотворений, написанных к её же картине: "Светёлка, на окошке кошка, От света жмурится немножко. Печь топится, дрова трещат, А на печи горшки шкварчат. Вся хата светится добром, Дух снеди обдаёт теплом…"
Удачи вам и творческих побед, Ирина!
Страницу подготовила
Юлия Кроо.
Фото Василия Баранова.
Юлия Кроо.