Кёкусинкай: философия жизни

Поделиться:

Многие родители, отдавая сына или дочь в секцию карате, думают: "Не станет спортсменом, так хоть сможет при случае себя защитить". Но кёкусинкай, по утверждению обладателей различных поясов, – вовсе не спорт, а боевое искусство. Кубки и дипломы победителей, как, впрочем, и физическая сила, здесь далеко не главное. Те, кто выдерживает первые испытания и проникается особым духом этого вида карате, по-особому познают и окружающую действительность, и самого себя. Не случайно с японского кёкусинкай переводится как "общество высшей истины". В Ишиме вот уже много лет раскрывает философию карате своим ученикам сэнсэй Владислав Корпачёв.

Ученики и учителя
В России карате кёкусинкай – дело хоть и не новое, но молодое. В нашем городе оно появилось около двадцати лет назад. А Владислав Корпачёв (занимающийся карате уже 17 лет) встал у руля местной организации в 2003-м, сменив сэнсэя Владимира Мамонтова, которого пригласили развивать этот стиль в Салехарде. Сегодня в Ишиме более сотни каратистов, из них у восьми – чёрные пояса. А в небольшой комнате тренера, оформленной в японском стиле, аккуратно расставленные награды красноречивее слов говорят о достижениях наших земляков. Первые, вторые и третьи места на областных и общероссийских соревнованиях, чемпионатах Европы и мира. "Когда всё только начиналось, мы не могли даже мечтать о том, чтобы выступать хотя бы на первенствах России, – рассказывает Владислав. – Но упорный труд дал свои результаты: с 2001-2002 года мы начали завоёвывать медали на чемпионатах страны".
Сегодня карате в Ишиме занимаются представители самых разных возрастов, причём к каждому – индивидуальный подход. Есть группа для взрослых, есть для школьников-подростков и для самых маленьких. Первый раз на татами дети выходят в 6-7 лет. В этом возрасте они изучают культуру карате и основы этого вида боевого искусства. Занимаются с ними тоже воспитанники В. Корпачёва – инструкторы Елена Берсенёва, Андрей Юрин, Валентина Корытова. "Для России это нормальная практика, когда молодёжь учит подрастающую смену, и у нас всё получается. А вот в Японии всё иначе: самых маленьких – трёх-, четырёхлетних учеников доверяют самым опытным мастерам", – поясняет Владислав.
Ежегодно сэнсэй с воспитанниками выезжает в среднем на 15 турниров, иногда поездки случаются до трёх раз в месяц. Дело это дорогостоящее, особенно загранкомандировки, – часть средств даёт городская администрация, остальное приходится искать самим, но большая нагрузка ложится на плечи родителей.
"Конечно, одному спортсмену не нужно такое количество соревнований – достаточно двух-трёх выездов в год, максимум четырёх. Но есть турниры, где мы обязательно должны быть. Например, в Казахстане, где приезд россиян сразу повышает статус проводимого мероприятия. Да и соперники там незнакомые – встречаться с ними интересно и полезно. Спортсмены из Казахстана приезжают к нам с ответным визитом на турниры, в том числе мемориальный турнир упомянутого выше сэнсэя Владимира Мамонтова, которого не стало четыре года назад", – говорит Корпачёв.
Главное – терпение
Одна из учениц Владислава, Ольга Иванова, пришла в карате довольно поздно – в 33 года (спортсмены в 35-40 уже могут считаться ветеранами), но оказалась настоящей находкой. Чемпионаты России в Иваново, Нижнем Новгороде, Москве, чемпионат Европы в Венгрии, чемпионат мира в Японии, кубок мира в Испании – отовсюду Ольга возвращалась непременно с золотом или серебром.
– Спортом я занималась всегда, – вспоминает Ольга. – И предпосылки к тому имелись. Мой отец, Аркадий Иванов, был мастером спорта СССР по футболу. А я поначалу увлекалась конькобежным спортом (тогда моим первым тренером стал Александр Александрович Якушев). Затем, когда училась в музыкальном училище Тобольска, была общефизическая подготовка. Тогда там процветало ушу, но меня оно, если честно, совсем не привлекало. А потом я вернулась в Ишим, где меня ждал фитнес и тренажёрный зал.
– Так почему же ваш выбор пал именно на кёкусинкай?
– Это произошло случайно, – смеётся чемпионка. – Я привела в секцию карате Таню, дочь моей подруги, а тренер предложил прийти и попробовать самой позаниматься. Вот я и решилась.
– По профессии вы...
– Адвокат. Такая работа предполагает свободный график, и это очень удобно. Тем более что сейчас спорт для меня – на первом плане. В общем, всё совпало.
– Сегодня занимаетесь только карате?
– Занимаюсь в тренажёрном зале, выполняю пробежки – в среднем на всё уходит два часа в день. Это входит в подготовку. Когда готовимся к турнирам, режим становится жёстче: по две тренировки в день.
– Помните свои первые соревнования? _
– Да, это было в Тюмени, кубок УрФО, там я заняла третье место. Потом были другие турниры и чемпионаты, другие медали, которые показали мои результаты. А результаты эти означают, что я всё правильно делаю.
– Что, на ваш взгляд, требуется от спортсмена, чтобы хорошо выступать?_
– Трудолюбие и честность, остальное делает тренер.
– Чтобы побеждать в этом виде спорта, нужно быть сильным физически?
– Главное в кёкусинкай – не сила, а терпение. Иметь характер, уметь побеждать себя, терпеть боль. Правила простые: показал боль – проиграл. А вообще силы человеческие безграничны. Для меня примером мужества стал ишимский парень, который на областных соревнованиях вышел на татами со сломанной рукой и бился достойно!
– Кёкусинкай – это…
– Особая энергетическая волна, философия жизни, которую необходимо прочувствовать, которая должна вселиться в тебя, хотя понять её мозгом практически невозможно. А ещё – здесь всегда есть куда идти, к чему стремиться: я в карате семь лет, но до сих пор многого не знаю и не умею.
– Каковы ваши спортивные планы на ближайшее будущее?
– Я человек суеверный, поэтому на следующий чемпионат не загадываю.
Сегодня Ольга Аркадьевна носит коричневый пояс, 1 кю, означающий последнюю ученическую степень. В декабре ей предстоит выдержать тяжёлый многочасовой экзамен на мастера. Ольга уверена: у неё получится. Тем более что близкие и друзья, а особенно любимый старший брат Павел, её поддерживают. И это тоже немаловажно.
Путь воина
Пока мы общались с Владиславом и Ольгой, в зале шла тренировка. Пары спортсменов, одетые в специальную экипировку поверх доги или каратеги (белая одежда каратистов, которую в народе принято называть кимоно), отрабатывали друг на друге удары. Надо отметить, что, несмотря на защиту, карате является травмоопасным спортом, впрочем, как и многие другие виды. Хотя серьёзно пострадать можно и от теннисного шарика – тут уж как получится. В кёкусинкай же многое зависит не только от определённых навыков и случая, выставившего перед тобой на татами того или иного противника.
– Техника, силовые кондиции плюс комплекс морально-волевых качеств. Дух воина важнее, чем физическая подготовка. Если нет стержня внутри, ничего не получится, – убеждён Владислав Корпачёв.
– Можно ли в карате помериться силами с соперником, не причиняя друг другу боли?
– Можно. Все соревнования проводятся в несколько этапов. Чисто технические упражнения – ката. Кумите (в переводе с японского – поединок) – это проверка морально-волевых качеств, о которых я уже говорил. И тамишевари – разбивание твёрдых предметов кулаком, ребром, локтём и пяткой. Тамишевари – это один из способов активной медитации, определённая концентрация. Именно так мерили силу противника в бесконтактном карате.
– Оценка труда каратиста – его награды или нечто другое?
– Вообще существует две системы оценки мастерства. Японская поясная (цветные ученические и чёрные пояса мастеров). Пояс отражает стаж занятий, знания, технический уровень. Чёрный пояс можно получить лишь лет через десять упорной работы, но, к сожалению, после этого только единицы идут дальше. И отечественная разрядная система: спортивные разряды, кандидаты в мастера спорта, мастера спорта и т. д.
– Если у человека есть желание, он всего добьётся. Верно ли это для кёкусинкай?
– Да. Во многих школах карате есть девиз: "Шаг назад – отступление, два – бегство". Сейчас Россия, Бразилия и Иран стали очень мощными державами в плане карате, обогнав даже его родину – Японию. И, конечно, необходимо поддерживать престиж нашей страны, нашего города. Проще говоря, ни шагу назад.
Юлия Кроо. Фото из личного архива В. Корпачёва.

Юлия Кроо.