Пьяный водитель – потенциальный убийца, и об этом знают все. Но когда на каком-нибудь торжестве один из захмелевших гостей вдруг садится за руль, большинство его поддерживает: да он же совсем трезвый! А если встретит инспекторов ГИБДД… авось пронесёт!
Не пей кумыс и водку!
– Даже 100 граммов водки увеличивают время реакции водителя на 15-20 %. А это очень много – иногда, чтобы избежать ДТП, нужны доли секунды, а пьяный или даже немного выпивший человек их теряет. Кроме того, у такого автолюбителя создаётся туннельное зрение, то есть он видит в основном лишь то, что находится перед ним, и не обращает внимание на происходящее по сторонам. Это также может быть очень опасно на дороге, – рассказывает ишимский врач-нарколог Сергей Хильман. Именно сюда, в здание по адресу улица Коммунаров, 21, привозят водителей, отказавшихся от экспертизы на месте или проверки как таковой вообще. По словам медиков, средний возраст этих горе-шофёров – 25-30 лет. И если взрослые люди ведут себя спокойно, молодёжь, как правило, пытается показать характер: звонят родителям, кричат, что они "как стёклышко", а их "ни за что" задержали. Но обмануть приборы оказывается невозможно.
– Если человек действительно трезв, экспертиза это подтвердит, –продолжает Сергей Владимирович. – Не проявляется, к слову, повышенный уровень так называемого эндогенного алкоголя, изначально содержащегося в организме. А про квас, кефир и принятые лекарства – это всё байки. Даже если перед поездкой вы выпьете стакан кефира и вас тут же остановят, алкотестер может выдать ничтожные тысячные доли промилле, но при повторном измерении через 10-20 минут (а во время экспертизы в нашем отделении все замеры делаются дважды, и это 100-процентная гарантия!) ничего не покажет! Единственное, что не рекомендую пить из кисломолочных продуктов перед тем, как сесть за руль, – кумыс. Это всё-таки слабоалкогольный напиток.
Среди тех, кого привозят на экспертизу, представительницы прекрасного пола составляют 10-15 %. Вроде бы, немного, но каждую такую даму в больнице помнят долго. Нетрезвые женщины обычно ведут себя очень некрасиво: устраивают истерики, скандалы, буянят, порой даже пытаются подраться с медперсоналом. И ведь не стыдно!
Другая история – пешеходы. Ежедневно экспертизу проходят до тридцати "безлошадных", но пьяных горожан. В год получается почти пять тысяч. Для маленького Ишима это много, если к тому же учесть, что стражи порядка останавливают не всех хмельных граждан, а лишь тех, кто попал под их бдительное око.
Конечно, важную роль в предупреждении возможных аварий играет профилактика. Права выдают на десять лет, а это очень большой срок. Некоторые водители за такое время умудряются сесть на иглу или крепко привязаться к бутылке. Таких товарищей прокуратура лишает прав через суд. Да и врачи периодически комиссионно не позволяют получать или продлять водительские удостоверения в связи с тем или иным заболеванием. Но трагедии удаётся избежать не всегда.
– К сожалению, бывают случаи, когда пагубное пристрастие стоит жизни, – говорит Сергей Хильман. – Так, например, один мужчина пытался получить водительское удостоверение. Посмотрели по базе, а у него 275 задержаний в нетрезвом виде. Вы только представьте! Конечно, права ему не дали. Но, видимо, тяга к технике оказалась сильнее: будучи пьяным, он сел за руль и погиб.
Хмельного видно за версту
– Опытный инспектор может вычислить нетрезвого водителя по поведению на дороге, это несложно, – говорит начальник ишимского отдела ГИБДД подполковник полиции Андрей Карюгин. – Даже если такую машину не бросает из стороны в сторону, то обычно автомобилист, выпивший или просто знающий, что за ним числятся неоплаченные штрафы, начинает избегать патрулей. Резкий поворот слева направо, "прятки" за другими транспортными средствами или неожиданные обгоны и перестроения так, чтобы сотрудникам Госавтоинспекции было сложнее остановить данную машину.
– Количество пьяных водителей с каждым годом увеличивается или уменьшается?
– Увеличивается. Растёт число регистрируемых транспортных средств, соответственно растёт и число аварий, причём произошедших не только по вине нетрезвых граждан. Тут стоит отметить, что в текущем году все аварии с пострадавшими в Ишиме случились по вине самих водителей. Самые частые ДТП – столкновения и опрокидывания – чаще всего имеют место из-за несоблюдения дистанции, непредставления преимущества, нарушения скоростного режима. С другой стороны, приятно отметить, что в связи с идущими в городе работами резко снизилось число аварий, происходящих из-за плохих дорог.
– Есть ли в Ишиме те, кто уже был лишён прав за нетрезвые поездки и опять сел за руль в пьяном виде?
– Да, причём таких не один и не два. У нас уже есть люди, лишённые прав на десять, двадцать и более лет вперёд. И нет гарантии, что они в очередной раз не сядут за руль. Некоторых не пугают ни административный арест, ни штрафы, ни суды.
– Когда человека задерживают пьяным, его автомобиль нередко попадает на штрафстоянку. Но, как я понимаю, он затем может вернуться к владельцу, вне зависимости от того, лишён тот прав или нет…
– У нас нет полномочий не возвращать транспортное средство, если все наложенные взыскания, нахождение на данной стоянке, эвакуатор и т. п. оплачены и у лишённого прав, например, найдётся родственник или знакомый, который сможет перегнать авто со стоянки домой. Правда, порой люди без прав умудряются взять "напрокат" машину у друзей или близких. В таком случае необходимо помнить, что передача транспортного средства лицу, лишённому прав согласно статье 12.8 Кодекса об административной ответственности РФ, влечёт лишение прав владельца данного средства. Ну а если человек сел за руль чужой машины без спроса – это уже угон, за который ответственность предусмотрена в статье 166 Уголовного кодекса.
– Пьяный за рулём – преступник?
– Да, несомненно.
– Проводятся ли в Ишиме какие-то специализированные акции, направленные на борьбу с пьяными водителями?
– Во-первых, все сомнительные автомобили мы проверяем вне зависимости от того, идут какие-либо акции или нет. Во-вторых, акции проводим, такие же, как и по всей стране: это операции "Нетрезвый водитель", "Скорость", "Пешеход", "Внимание, дети!", "Пристегни ремень!" и т. п. Они идут в течение всего года согласно планам. Недавно, к примеру, мы провели рейдовое мероприятие "Вечерний город". За пять часов усиленного патрулирования задержано трое водителей, находящихся в нетрезвом состоянии, одна машина попала на штрафстоянку, один автолюбитель – в спецприёмник. Всего за это время выявлено 48 административных правонарушений, 10 из которых касались тонировки.
– В интернете и СМИ активно обсуждается возможное ужесточение наказания для нетрезвых водителей. Вы считаете это обоснованным?
– Считаю, что наказание необходимо ужесточать вплоть до уголовного. Но огромные штрафы сами по себе не решат проблемы. Ведь не каждый сможет заплатить взыскание в 100 тысяч, о котором пишут пользователи некоторых сайтов. Не помогут тут и приставы: есть люди, у которых ничего нет своего, а машина – старенькие "Жигули" стоимостью в 10-15 тысяч. Я считаю, при системе – то есть если человека ловили пьяным за рулём уже три раза и более – необходима конфискация автомобиля (причём без разницы, кому он принадлежит), средства от продажи которого должны идти в доход государства. Приобрести новый автомобиль взамен изъятого такому гражданину будет непросто. Ну и плюс нужно полностью перекрыть таким лицам любую возможность работы на автомобиле. Если человек однажды был лишён прав за езду в нетрезвом виде, он уже ненадёжен и не может работать таксистом, водителем автобуса, грузовика и т. д.
Юлия Кроо.
Фото Василия Баранова.
Юлия Кроо