ИШИМСКАЯ ОБУВНАЯ

Поделиться:

Про детские сандалии и обувные династии
Проходя мимо ишимских предприятий, многие пожилые горожане невольно вздыхают. Они-то помнят мощь этих заводов и фабрик, как кипела тут жизнь. Всего-то лет 30 назад на работу шли дружными толпами, как на демонстрацию, а после смен у проходных толпилась молодёжь. Сегодня определить со стороны, трудится ли кто-то на этих опустевших площадях вчерашних гигантов, почти невозможно. Тем не менее кое-где в цехах ещё включают свет, ещё гудят машинки и станки.
В гости к ишимским обувщикам мы пришли накануне 70-летия фабрики. Кто бы мог подумать, что теперь цех по пошиву и ремонту прячется за неприметной дверью в коридоре разросшегося торгового центра. Открываешь её – и попадаешь в другой мир. Здесь шумно от оборудования, а ещё – непривычно пахнет кожей и клеем. – Мы к этому запаху давно привыкли, даже не замечаем его, – улыбается рабочая по пошиву Римма Бузмакова. У неё в руках почти готовый крошечный детский сандалик. Смотрю на это чудо и вспоминаю, что в теперь уже далёком детстве носила такие же. Но сегодня увидеть на ножках местной детворы "советскую" обувку – редкость. Тем не менее фабрика работает. И шьют здесь не только эти симпатичные босоножки для дошколят (размер у них от 10,5 до 20), но и тапочки, чешки, рабочую обувь и ботинки-берцы. – Продукцию мы реализуем через фирменный магазин, обувь изготавливаем по потребности населения: как только заканчивается определённый размер, тут же его дошиваем, – рассказывает начальник отдела кадров обувной фабрики Нина Генкуленко. – Бывает, что приезжают предприниматели и закупают целую партию, а потом уже сами реализуют на рынках или в своих торговых точках. А бывает, что шьём на заказ – например, обувь для кадетских классов. Они теперь есть не только в Ишиме, но и в Сорокино, и в Викулово. Там обязательна спецодежда, вот они и обращаются…
Тем временем Римма Николаевна ловко превращает заготовки в готовую продукцию.
– А вы, наверное, специализируетесь на детской обуви? – интересуюсь я у неё.
– Да нет, что вы! Сегодня я уже знаю все операции и могу сшить что угодно. Коллектив у нас небольшой, 35 человек (даже конвейера давно нет), так что все тут взаимозаменяемы.
Конечно, Римма Бузмакова стала специалистом широкого профиля далеко не сразу. На фабрику она попала 15-летней девчонкой ещё в 1979 году. Тогда большая семья Риммы (у нашей героини было четверо сестёр и братьев) приехала в Ишим из Новокузнецка. Купили дом, за который надо было рассчитываться. Родители быстро нашли работу, после 8-го класса пришла ученицей в цех Римма, а через год и её сестра Ольга. Ольга Игнатова, кстати, тоже трудится на обувной и по сей день: вместе с братом Александром Десятовым занимается ремонтом. А ещё на благо предприятия работали их дядя, тётя, младшая сестра… Если сложить стаж всех членов этой семьи, получится больше ста лет.
Сегодня сотрудники фабрики мечтают возродить былой спрос на свою продукцию. Почему практичные, качественные и совсем недорогие ишимские туфельки в наши дни не выдерживают конкуренции порой с откровенным импортным ширпотребом, непонятно. На обувной живут надеждой на завтрашний день. Но есть ли будущее у этого предприятия, сказать не берётся никто.
Юлия Кроо. Фото Василия БАРАНОВА.
Строки истории
Если современные школьники полистают семейные альбомы, то наверняка у многих найдутся фотографии молодых ещё дедушек, бабушек, других родственников, стоящих у конвейера Ишимской обувной фабрики, или даже фото с Доски почёта. Когда-то это предприятие имело ведомственное жильё, детские сады, базу отдыха, клуб, а коллектив не только работал, но и славился художественной самодеятельностью, достижениями в спорте. Ну а продукцию местной обувной в те годы знали не только на родине, но и за рубежом: ишимцы шили обувь и на экспорт.
70 лет назад, весной 1942-го из города Зарайска Московской области в Омск была эвакуирована обувная фабрика, один из цехов которой разместили в Ишиме. Целый месяц вагон с оборудованием и двадцатью специалистами – механиками, заготовщиками, электриками – добирался до нашего города, пропуская вперёд эшелоны с военными.
А уже в третьем квартале того же года на фабрике получили задание на изготовление коушей – рабочих ботинок на деревянной подошве и сандалий. И пока одни мастера шили обувь, другие – строили цеха, носили цемент и клали кирпич. Трудились по 14-16 часов, мужчин почти не было: такое время – все на фронте. Именно тогда пришли на предприятие Н.В. Степанова, Н.А. Грачёва, Р.Н. Бессонова.
Перед зимой 1943-го торф для отопления фабрики заготавливали вручную подростки и возили на лошадях. План был огромный: 215 тысяч пар обуви массового пошива, 100 тысяч пар – индивидуального. Одних рабочих было задействовано 167 человек, причём учили тут же, на местах. Первым директором новорождённого предприятия стал А.Г. Иванов, в 44-м его сменил М.В. Коган, а в конце 1945-го – И.Г. Сапелкин, офицер запаса, при котором появился новый ассортимент. Кроме упомянутых коушей, обуви для госпиталей и тапочек из отходов овчинного производства, стали шить кожаную, комбинированную и текстильную обувь. Возвращались домой фронтовики, и фабрика пополнилась кадрами. А в 1948-м здесь начали шить и детскую обувь. В 1949 году руководителем предприятия стал М.Е. Шарнин. Вместе с секретарём комсомольской организации П.В. Голомидовым он стал активно бороться с браком и небрежностью: появились боевые листки-молнии, началось соцсоревнование. В 1951 году директором был назначен А.Ф. Шорохов. В 1952-м именно при нём был перевыполнен план. А потом – падение производства, Шорохова сменил Ф.С. Гусяков. Благодаря преданным своему делу рабочим В.И. Картовенковой, Ф.Г. Куликовой, Г.В. Гультяевой, И.С. Дулевич, А.Л. Чунихиной, О.К. Нагорновой, М.П. Колосовой работа стала налаживаться.
С 1967 по 1986-й директором был тоже бывший фронтовик – Александр Ташланов, прошедший путь от простого рабочего до руководителя. При нём началась реконструкция цехов, расширился ассортимент: начали шить сапоги для газовиков, нефтяников, лесников. Численность сотрудников перевалила за тысячу человек. Фабрика отгружала продукцию по всему Союзу, а ещё в Африку, Афганистан, Монголию. Тогда она входила в состав ППО "Уралобувь" и много раз побеждала в различных соревнованиях. Так, в 1969-м году Ишимской фабрике было присуждено и передано на вечное хранение переходящее Красное знамя ЦК ВЛКСМ. Здесь работал Герой Социалистического Труда В.И. Картовенков, ещё 23 работника были награждены орденами, многие – медалями за труд.
Спад производства начался в 90-х, во время перестройки. Сократили штаты, появились проблемы со сбытом продукции. До 2001 года директором был К.У. Петанов, с 2001-го – В.Г. Степанов. В столь тяжёлые годы на протяжении пяти лет комбинированный сапог местного производства входил в сотню лучших товаров России. Об истории предприятия и его ветеранах (а их у обувной – 270 человек) руководство фабрики не забывает и сегодня. Для них проводятся торжественные мероприятия, организуются выезды на турбазу, встречи за чашкой чая на самой фабрике.
Дорогие наши ветераны! Поздравляем вас с юбилеем фабрики! Вы стойко перенесли тяготы военного и послевоенного времени, завоевали славу предприятию своим честным и самоотверженным трудом! Живите долго и счастливо, и пусть в ваших семьях царят любовь и теплота!
Н. Генкуленко,
председатель первичной ветеранской организации Ишимской обувной фабрики.
Фото из архива обувной фабрики.

Н. Генкуленко, Юля Кроо