Ершововеду Виктору Уткову – сто лет

Поделиться:

8 апреля сотрудники культурного центра П.П. Ершова принимали гостью из столицы – Ольгу Викторовну Устинову, дочь исследователя жизни и творчества нашего земляка, автора сказки "Конёк-Горбунок". Книги её отца Виктора Григорьевича Уткова известны всем, кто интересовался биографией Петра Павловича. Изданные большими тиражами, они по сей день занимают почётное место на полках с краеведческими и литературоведческими изданиями в библиотеках всей страны.

В наш город Ольга Викторовна приезжает уже второй раз. Прежде она бывала в Ишиме в марте 2006 года в качестве гостя церемонии вручения I Всероссийской литературной премии им. П.П. Ершова за произведения для детей и юношества. В этот раз отправиться в дальнее путешествие её сподвигнуло памятное событие – столетие со дня рождения её отца. К юбилею В.Г. Уткова были подготовлены экспозиции в Тобольском государственном историко-архитектурном музее-заповеднике и Омском литературном музее им. Ф.М. Достоевского. Небольшую выставку подготовили и в ишимском культурном центре П.П. Ершова. Сама Ольга Викторовна, несмотря на годы, легка на подъём. К этому обязывает и профессия – инженер-конструктор глубоководных аппаратов. О.В. Устинова работает в Институте океанологии им. П.П. Ширшова Российской академии наук и обслуживает всемирно известные аппараты "Мир", которые участвовали в съёмках художественного и документального фильмов о "Титанике" режиссёра Дж. Кэмерона, погружались на Северный полюс, исследовали дно озера Байкал. Об этих путешествиях гостья подробно поведала ишимским журналистам. С этой стороной жизни этой удивительной женщины можно познакомиться в 10-м выпуске краеведческого альманаха "Коркина слобода", а также в планирующемся к выпуску 12-м номере. А сейчас давайте прочитаем рассказ Ольги Викторовны об отце.
"Есть хорошее русское слово – "подвижник". В нём как бы заключены два понятия — движение и подвиг... Он шёл по избранной им дороге, преодолевая препятствия, которые ставила перед ним жизнь, борясь со своими слабостями и ошибками, отбрасывая прочь соблазны благополучного, но бездумного существования чиновника-исполнителя, пусть даже высокого ранга. Светильник, негасимо горевший перед ним, – истина и служение Отчизне".
О ком эти слова? О Ершове? О Радищеве? О Драверте?.. Как много людей, о которых можно так сказать! И не только о тех, кто жил в давние времена. Всегда находится, иногда через много лет, человек, которому передаётся страсть познания и желание служить Отечеству! О таких людях и писал мой отец Виктор Григорьевич Утков, да и сам он принадлежал к этому племени. А цитата, приведённая выше, – о просветителе и вольнодумце П.А. Словцове.
Сколько себя помню, в нашем доме в Москве всегда присутствовал Ершов, рядом жили Словцов, Алябьев, Корнильевы, Менделеевы, ссыльные декабристы... Как будто кусочек Сибири прежних времён... Города – Тобольск, Ишим, Берёзов, Курган, Омск имели волшебное звучание, манили и пробуждали фантазию. Да и первой услышанной мной сказкой был "Конёк-Горбунок". Больше всего в этой сказке мне нравился рассказ о Рыбе-ките и подводном царстве. Может, с этого и началось моё увлечение подводным плаванием, исследованием Океана, подводной техникой, увлечение, которое стало впоследствии моей работой на всю жизнь. Исследованием жизни и творчества П.П. Ершова Виктор Григорьевич начал заниматься ещё в середине 30-х годов. Начав изучение жизни и творчества Петра Павловича, Утков уже не мог остановиться. Литература о нём была скудной, архивы не разобраны. Основным источником для всех, кто писал о Ершове, являлась книга воспоминаний его университетского товарища А.К. Ярославцова. Утков вёл поиски сведений о Ершове в архивах Москвы, Ленинграда, Тобольска, Омска; знакомился с книгами, журналами, местными газетами, редкими изданиями, работами советских исследователей – Л. и М. Азадовских, Б. Бухштаба, Д. Климовой, И. Лупановой и др., переписывался с потомками поэта. В итоге узнал о многих фактах биографии П.П. Ершова, судьбе его сочинений, написанных после сказки, о его связях с декабристами, педагогической деятельности. Изучал обстановку, в которой жил и работал поэт, его окружение. Этот материал охватывал практически весь XIX век, а территориально – Ишим, Петропавловск, Омск, Тобольск, Березов, Петербург, Курган, Ялуторовск, Тюмень, Туринск. Выявились весьма обширные связи Ершова с литературной средой в период учения в Санкт-Петербургском университете, круг его знакомств в Тобольске – с П.А. Словцовым, И.П. Менделеевым и его сыном, великим учёным Д.И. Менделеевым, с декабристами М.А. Фонвизиным, В.К. Кюхельбекером, И.И. Пущиным…
Виктору Григорьевичу Уткову удалось почти полностью восстановить биографию поэта, найти, собрать и опубликовать забытые и вновь найденные произведения и письма П.П. Ершова. Результатом многолетних поисков и трудов были статьи и книги, посвящённые жизни и творчеству автора "Конька-Горбунка". Две биографические повести о детстве и юности П.П. Ершова "Рождённый в недрах непогоды" и "В поисках Беловодья", сопровождаемые большим справочным аппаратом ("Заметки на полях"), стали вершиной этих поисков и трудов. В планах Виктора Григорьевича была ещё третья книга, завершающая биографию Ершова, но жизни не хватило... Всё время, свободное от житейских забот, он посвящал исследованиям, поискам, литературному труду. Днём ходя на службу, работал ночами, в выходные, отпуска проводил в архивах и библиотеках по всей России, вёл колоссальную переписку с такими же энтузиастами-исследователями, с писателями и учёными. Круг исследований так разрастался, факты проверялись и перепроверялись при малейшем сомнении, уточнялись детали, появлялись новые герои, и каждая линия уводила к таким интересным событиям и людям и новым литературным замыслам, что даже при великом желании и трудолюбии охватить всё было невозможно, хотя и сделано было очень много. Радищев и Словцов, Нижегородцев и Милькеев, Латкин и Кушелевский, Корнильевы и Менделеевы, Юдин и Макушин, Батеньков и Чижов, Сибиряков и Драверт – это только малая часть героев книг Уткова.
И всегда главной темой, главным увлечением Виктора Григорьевича была Сибирь. Здесь его интересовало всё: и прошлое, и настоящее, и будущее. "Издавна меня влекли люди, которые были своеобразными катализаторами прогресса в этих громадных краях: не только сами стремились к свету, но и увлекали за собой окружающих", – писал Утков.
Виктор Григорьевич родился 11 апреля (н. ст.) 1912 года в селе Сычёво Курганской области. Потом семья переехала в Омск. Поначалу, казалось бы, ничто не предвещало будущую литературную деятельность юного сибиряка. Разве что хорошая библиотека в семье и любовь к чтению. Да ещё дневники, которые он вёл с 1925 года. После окончания школы Виктор Григорьевич работал слесарем, библиотекарем, техником-полеводом. В 1931 году он поступил в Омский зооветеринарный институт на отделение северного оленеводства. Во время учёбы много путешествовал по глухим местам Сибири. Страсть к путешествиям у Виктора Григорьевича сохранилась на всю жизнь и передалась нам, его потомкам. В 1935 году он решил заняться литературной работой и оставил ученье в институте. Работал корректором в издательстве, затем – в газете. Начал печататься. В 1939 году вышла его первая книга "Чудесная пшеница" о сибирском селекционере Н.В. Цицине. Потом была война, на которую Виктор Григорьевич ушёл добровольцем, женитьба и переезд в Москву. До 1953 года он работал в журнале "Физкультура и спорт", знал многих спортсменов, дружил с альпинистами и сам занимался альпинизмом. Затем была работа в "Союзкниге", многочисленные командировки по стране. В.Г. Утков был членом Союза писателей, заслуженным деятелем культуры, членом редколлегии и одним из основателей "Альманаха библиофила", членом редколлегии и одним из авторов научного труда "История русской литературы Сибири" и т.д.
Живя в Москве, Виктор Григорьевич никогда не прерывал связи с Сибирью и сибиряками, да и сам оставался сибиряком, человеком очень стойким и выносливым как физически, так и психологически; до последних дней ходил на лыжах, очень любил лес. Он был удивительно добрым, деликатным, чутким человеком, не говоря уж об уме и эрудиции, и глубоко порядочным. Переписка его огромна. Отец всегда за кого-то хлопотал, выполнял чьи-то просьбы, доставал и отсылал книги и другую информацию, беспокоился за друзей и за почти незнакомых людей. Друзьями были сибирские писатели Сергей Залыгин и Сергей Марков. Через всю свою жизнь Виктор Григорьевич пронёс дружбу с поэтом Леонидом Мартыновым.
Много творческих планов было у Виктора Григорьевича, которые он не успел осуществить. Болезнь нанесла свой смертельный удар во время работы в Ленинской библиотеке 2 февраля 1988 года, но, будучи в тяжелейшем состоянии, непослушной рукой он писал, чтобы ему в больницу принесли пишущую машинку, так как не всё задуманное сделано, а времени мало... Времени уже не было. 8 февраля наш дорогой Виктор Григорьевич Утков покинул нас навсегда.
Одна из последних книг Уткова называется "Предвестники. Связь времён". В очень тяжёлое время после ухода Виктора Григорьевича меня поддерживали и помогали замечательные люди, знавшие и любившие отца. Но, несмотря на это, в какой-то момент у меня появилось чувство, что я осталась одна, наедине с неоконченными книгами, большим архивом и что до истории, тем более – далёкой Сибири, никому и дела нет. И тут пришло письмо от И.Л. Егоровой из тобольской школы. Потом к нам заехал тобольский писатель В.Ю. Софронов. Позже мы с сыном побывали в Омске и Тобольске, хотя в Тобольске Утков никогда не жил, но любил и знал его досконально, и познакомились с музеями и замечательными людьми, хранящими нашу историю, настоящими подвижниками.
И я успокоилась: связь времён не порвётся никогда, всегда найдутся герои, взвалившие на свои плечи груз и счастье просветительства!
Материалы страницы подготовил Геннадий Крамор.

Геннадий Крамор.