14 февраля 2012, 11:23 культура

Магия живого театра

Поделиться:

Человек, который хотя бы раз был в театре, легко объяснит непосвящённому, в чём разница между спектаклем и кинофильмом. Глядя на сцену, на игру актёров, порой забываешь дышать, смеёшься и переживаешь вместе с героями. А после того как в зале вновь зажигается свет, твои чувства будто обостряются, ты словно наполненный сосуд, и мир вокруг тебя – тоже. И трудно выразить словами все эмоции и все нюансы переполняющих тебя ощущений. А между тем всё просто – это магия театра. Она никого не оставляет равнодушным.

9 февраля на сцене концертного зала "30 лет ВЛКСМ" давали лирическую комедию "Заложники любви". У ишимцев была уникальная возможность – видеть игру столичных артистов: Александра Панкратова–Чёрного, Натальи Егоровой, Светланы Тома. Сюжет пьесы – вечные вопросы человеческих взаимоотношений. Рождество – время, когда происходят чудеса. Вот и Екатерине Ивановне повезло: к ней приходит агент американской компании Скотт с рекламным предложением, в итоге дело поворачивается так, что Екатерина и Скотт готовы пожениться. Одним словом, любовь с первого взгляда. Скотт зовёт возлюбленную в Америку, а Екатерина убеждает, что жить им надо непременно в России. Нежданно-негаданно (ещё одно рождественское чудо) в спор вмешиваются пришельцы с того света – покойная жена Скотта и покойный муж Екатерины. Начинается бурное выяснение отношений: тут и ревность, и шовинизм, и прошлые обиды и смех… Каждая сторона высказывается сполна, не жалея эпитетов. К утру наступает умиротворение. "Пришельцам" пора возвращаться. А Екатерина и Скотт серьёзно задумываются над тем, как же им на этом свете выстроить отношения друг с другом, чтобы прожить счастливо.
Зал "тридцатки" в этот вечер был полон, пришлось даже ставить дополнительные стулья, на спектакль пришло более 500 человек. И надо было видеть реакцию зрителей: зал взрывался от смеха, принимая бурными овациями особо удачные шутки, замирал в кульминационные моменты, затихал, ловя себя на мысли: "А ведь это и про нас". Думаю, каждый зритель вынес из этой истории что-то для себя. Ведь в этом и заключается суть магии. Магии театра. Перед спектаклем Александр Васильевич дал интервью ишимским журналистам. Общаясь с ним, забываешь, что перед тобой народный артист, звезда (не люблю это слово), герой любимых фильмов. Пройди он мимо меня в толпе, ни за что бы не узнала. Одет просто: чёрный свитер, джинсы, тёплые зимние сапоги (сибиряк, знает, какую обувь выбрать). И беседовать с Александром Васильевичем легко и приятно.
– На спектакль "Заложники любви" написано много рецензий, а чем он является для вас: историей любви, историей мужчины и женщины, или суть заключается в противопоставлении русских и американских традиций?
– Конечно, на первом плане – любовь, это пьеса о взаимоотношениях мужчины и женщины. Не имеет значения: американская пара, русская пара – люди есть люди, какой бы национальности ни были, они всё-таки остаются человеками, со своими чувствами, конфликтами, переживаниями. В этом гуманность спектакля, его доброта. Присутствуют и низменные проявления: ревность, обида – то, что свойственно каждому человеку любой национальности, но на первом плане всё-таки любовь.
– Вы не первый раз в Ишиме. Какое мнение у вас сложилось о нашем городе?
– Мы с Ниной Усатовой приезжали к вам со спектаклем "Любовь не картошка". Тогда была весна, кажется, всё утопало в зелени, и я не обращал внимания, что в городе столько заколоченных домов, причём есть и очень интересные с архитектурной точки зрения здания. А зимой это всё обнажилось. Я спросил у администрации, почему столько домов заколоченных, неужели люди уезжают из города? Мне объяснили, что жителей переселили в новые, благоустроенные, комфортные квартиры. И я подумал, ну слава тебе, Господи, жизнь налаживается, порадовался за ишимцев.
Ишим мне нравится людьми. Здесь очень гостеприимные и добрые жители. Я сам родом с Алтая, поэтому очень люблю сибиряков, люблю ездить по Сибири, по Уралу. Я не первый раз приезжаю в Тюмень, в Ишим, мне нравится бывать у вас.
– Зритель маленьких провинциальных городов отличается от зрителя большого города?
– В больших городах, особенно в Москве, Санкт-Петербурге, зрители, конечно, избалованы разнообразными гастролями, международными в том числе. Для провинциального зрителя спектакли с участием столичных артистов – событие. Они всегда с восторгом и благодарностью принимают все коллективы, которые приезжают к ним. Мне хочется сказать, не в обиду столичным зрителям, что сибиряки, дальневосточники, амурцы добрее, внимательнее. Когда ты едешь в глубинку, ты знаешь, что едешь к друзьям. Это очень важно, и мы с большой ответственностью относимся к своей игре. Доброта зрителя ко многому артиста обязывает.
Я 40 лет не выходил на театральную сцену, Нина Усатова и Наташа Егорова меня уговорили. Сейчас у меня два спектакля в Петербурге, один в Москве ("Заложники любви"), репетируем пьесу Вампилова "Провинциальные анекдоты". Это народная пьеса, она о России, о людях, о чистоте взаимоотношений. Обязательно привезём этот спектакль в Ишим.
– Где комфортней себя чувствуете: на сцене или на съёмочной площадке?
– Трудно сказать. Перед присвоением звания народного артиста отдел кадров предоставил в наградную комиссию список фильмов, в которых я снимался. Их оказалось более 120, я этого даже не знал. Иногда вижу себя по телевизору и говорю: во, да это ж я! А какой фильм, вспомнить не могу. Съёмочная площадка – это мой мир, я столько лет отдал кинематографу и как режиссёр, и как актёр. Это для меня будни, а выход на сценическую площадку – праздник. В этом и разница. А ответственность везде одинаковая.
– У нас скромные возможности зала, к сожалению. Как вам играется на ишимской сцене?
– Сцена, конечно, оставляет желать лучшего. Как мне сказали, губернатор Тюменской области пообещал, что в Ишиме построят новый театр. В таком случае это здание можно отдать народному театру, пусть молодёжь оттачивает здесь своё мастерство. Мне кажется, город Ишим заслужил, чтобы здесь был профессиональный театр. 7 февраля на встрече с Владимиром Владимировичем Путиным деятели культуры поставили вопрос о том, что в провинции много городков, куда культура просто не может дотянуться. Людям нужны дворцы культуры, кинотеатры, нужна возможность прикоснуться к живой культуре, классической музыке. Главное – просвещение и духовность, то есть то, что сейчас уничтожается льющимися с телеэкранов потоками попсы. А народ всегда жаждет прикоснуться к светлому, возвышенному. Ишимцы заслужили, чтобы у них культура жила, развивалась и процветала, именно живая культура. Ведь это всегда праздник.
Марина СЕРГЕЕВА. Фото Василия Баранова.

Марина Сергеева