05 декабря 2011, 16:26 культура

25 лет на острове "Робинзонов"

Поделиться:

У ишимской группы "Робинзон" год нынче не простой – юбилейный. 25 лет творческой деятельности – что ни говори, солидный срок. В плане долгожительства на сцене пацаны из сибирской глубинки дают фору многим звёздам шоу-бизнеса. И, конечно, в значительной степени это заслуга художественного руководителя группы Сергея Глухих и его многочисленных талантов: организаторских, творческих, педагогических.

Как стать "робинзоном"?
– "Вы опять набрали красивых голубоглазых блондинов" – написали поклонницы "робиков" из Воркуты, когда я разместил в Интернете фотографии нового, восьмого, состава. Наверно, это тенденция Ишима – красивые поющие ребята, – говорит Сергей Глухих.
– А как ищете таланты?
– Я не ищу таланты, не хожу по школам и не устраиваю отборы. Даю объявления в Интернете, по радио: кто хочет в группу "Робинзон" – приходите. Занимаюсь со всеми желающими, но если нет чувства ритма, слуха – приходится отсеивать.
Считается, что все дети талантливы, – это правда. Однако есть люди музыкально очень одарённые, и их не так уж много. Но даже им приходится по 5-6 часов в день заниматься музыкой, жертвуя своим временем, другими интересами.
У детей очень короткий срок на сцене. В 13-14 лет у мальчишек начинается мутация голоса – они перестают петь. И до этого возраста мы должны успеть сделать с ними колоссальный шаг – спеть, как лучшие взрослые. Путь, на который взрослые артисты тратят по 20 лет, ребёнок должен пройти за 2-3 года. Это очень сложно. Но, с другой стороны, у "робиков" интересная и насыщенная жизнь: они занимаются любимым делом, путешествуют, получают опыт работы в коллективе.
Чем французская глубинка отличается от русской?
– О путешествиях расскажите, пожалуйста. _
– Поездки в другие страны позволяют по-новому взглянуть на Россию. Вначале восхищаешься новыми местами, впечатлениями, а потом начинаешь ещё больше любить свою родину. Сибирь великолепна, хотя и трудна для выживания, сурова. Может, поэтому у нас мало людей, занимающихся культурой, поэтов, художников. Этим летом мы с "Робинзонами" 25 дней провели во Франции. Побывали и в Париже, и во французской глубинке. Посетили Корсику. Но и малую родину не забываем: дали несколько концертов в разных посёлках Ишимского района.
– Где выступать интереснее?_
– Во Франции выступать легче, чем в России. У них музыкой, вообще культурой, заниматься очень дорого. Поэтому наших детей французы воспринимают на ура. На концертах много взрослых – такое впечатление, что у них своих детей мало. Публика во Франции высококультурная. Французы разбираются в музыке, любят и понимают классику, а песни предпочитают певучие и мелодичные. Но самый яркий концерт этим летом у нас был в посёлке Клепиково, где мы выступали на дне села. Исполняли программу, которую потом повезли во Францию. Очень отзывчивая публика, было много молодёжи. Вообще, выступать в наших посёлках очень приятно: встречают ничуть не хуже, чем в больших городах и других странах. Народ в деревнях более искренний и естественный.

Путь длиною в 25 лет
– За 25 лет сколько "робинзонов" вырастили?
– Около 50. Если учесть, что в группе индивидуальное обучение, то это много. Практически все ребята связали жизнь с музыкой и искусством: стали певцами, музыкантами, режиссёрами, звукорежиссёрами, звукооператорами. Даже те, кто какое-то время не играл, всё равно возвращаются к музыке. И это радует, хотя я и не ставил перед собой такую цель. Меня раньше спрашивали: "Где твои дети? Почему не в консерватории?" Из "робинзонов" всего два человека поступили в консерваторию. Суть не в этом, главное, что все они – в музыке. Зачастую первооснова важней.
– Какая разница между "робинзонами" первого и восьмого составов?
– А какая разница между первым ребёнком и восьмым? Никакой. Хотя первый – всегда первый. Меняется только время. – А музыка меняется?
– Невозможно 25 лет играть одно и то же. Мы начинали с арт-рока (соединили классику с хард-роком) – в то время популярное направление в музыке. Потом перешли на хард-рок, затем играли попсу, джаз-рок, смесь стилей. И в конечном итоге вывели свою формулу успеха – исполняем на концертах песни разного содержания: для девчонок одни, для мальчишек другие, для взрослых классику. В последние годы снова возвращаемся к классике, но если раньше мы её играли (инструментальные симфонии), то теперь и поём. По-прежнему не играем шансон и металл – музыку протеста, это неактуально для 12-летних ребят. Дети должны играть радостную музыку и так же жить – радоваться детству.
Воспитание песней
– Сейчас много говорится о патриотическом воспитании подрастающего поколения. Насколько вам близка эта тема? – В репертуаре "робинзонов" много песен патриотического содержания, в каждую концертную программу обязательно включаем 2-3 таких композиции. И публика, неважно – взрослые это или дети, всегда с благодарностью воспринимает эти песни. У нас был хит – "Тёмная ночь" Бернеса, пел Кирилл Кириленко. И на всех концертах мы исполняли эту песню на бис. Что-то просыпается в детях, когда они исполняют и слушают такую музыку. Поэтому всегда с удовольствием участвуем в "Димитриевской субботе". Нынче наша солистка Ксения Гуломалиева стала победителем этого конкурса в Тобольске.
Творчество и активная жизненная позиция
– Творческий процесс без трудностей, наверно, не обходится?
– Мы сейчас столкнулись с проблемой – как собрать зал? В прошлые годы мы собирали стадионы, давали по шесть сольных концертов подряд, и всегда были аншлаги. Сейчас трудно народ заманить зрелищами, наступила всеобщая пресыщенность. Пытаюсь понять причину, почему людям стало неинтересно ходить на концерты. Как правило, идут на имя, на своих друзей. Поэтому нынешнему составу говорю: "Вы должны быть лидерами в классе, в школе, быть интересными своим друзьям". Если ты троечник, тебя никто не воспримет всерьёз на сцене.
Сейчас идёт кризис искусства: всё сказано, написано, нарисовано, спето. Становится сложнее найти в этом потоке что-то свежее, оригинальное. Поэтому на первом плане у артистов – обращение к человеческим эмоциям. Важно не то, что ты диск выпустил, а то, как ты на концерте воздействовал на публику.
– Подводите ли вы итоги, как это часто делают юбиляры, строите ли новые планы?
– Специальных итогов не подводили. Жизнь-то продолжается. У нас вышло 30 альбомов, мы давали концерты на стадионах. Хотели в июне в честь юбилея группы сделать большое праздничное шоу на городском стадионе – не получилось. Перенесём его на февраль. Конечно, соберутся все составы, наши друзья, в том числе и из других городов. Хотелось бы чаще проводить сольные концерты, нам надо показывать себя на больших сценах – не хватает раскрутки. Следует отметить, что группа "Робинзон" всегда пользовалась поддержкой местной администрации.
– Как при такой загруженности у вас хватает времени ещё и на общественную работу?
– Работа в Общественном совете при главе города оказалась интересной. Наша администрация подошла к созданию этого органа взвешенно. Чиновники, руководители предприятий, которых мы приглашаем на заседания, отчитываются не для галочки. Они понимают серьёзность и обоснованность вопросов, которые задаёт им общественность. Совет на деле доказал свою полезность и состоятельность.
Беседовала Марина СЕРГЕЕВА.

Марина СЕРГЕЕВА.