23 сентября 2011, 15:17 история края

Новый памятник исторического сквера

Поделиться:

Много "вешек памяти" воздвигнуто на Руси-матушке. Все они такие разные, но их объединяет человеческая память о событиях, временах, нравах и личностях, творивших историю. В Ишиме воздвигли уникальный по внутреннему содержанию и духовной наполненности памятный знак жертвам трагических событий 1921 года. Задумку ишимского историка-краеведа, директора культурного центра П.П. Ершова Надежды Проскуряковой, много лет исследовавшей это трагическое событие, воплотил известный тюменский скульптор, член Союза художников России Геннадий Вострецов.

                                     **В память жертв междоусобицы**

На гранитной глыбе-монументе распростёр свои крылья чёрный ворон, крепко держащий терновый венец из колючей проволоки. Такой метафорический образ в память о павших земляках не сразу и не вдруг принят горожанами и по сей день. Ещё до установки развернулась жаркая дискуссия, опубликованная на странице "Собор" в газете "Ишимская правда" (№ 50 от 30.04.2011). Сквозь утончённо-возвышенные мнения об уместности появления памятного знака в историческом сквере, который 90 лет тому назад стал немым свидетелем кровавой бойни, набатом прозвучали уверенные слова учёных, краеведов, историков и писателей края: "Памятному знаку – быть!". На митинге у памятного знака в центральном сквере Ишима в день его открытия 22 мая собрались представители разных государственных и общественных структур нашей области. В январе двадцать первого здесь, на Базарной площади, произошёл кровавый бой прорвавшегося отряда повстанцев с коммунистами. "Нет ничего страшнее для любой страны, чем гражданская война", – такая мысль рефреном звучала в обращениях председателя Ишимской городской Думы Алексея Ипатенко, начальника отдела культуры Данила Султанова, автора монумента Геннадия Вострецова, писателя и публициста, автора художественной повести о восстании "Гриша Атаманов" Николая Олькова. Из областного центра приехала делегация из шести человек – членов Тюменской городской общественной организации жертв политических репрессий.
Не было равнодушных к тому далёкому событию почти вековой давности. Слёзы, цветы и скорбные ленты памяти легли к подножию постамента, освятил который настоятель Богоявленского собора епископ Евтихий. Ему помогали священнослужители Ишимского благочиния Тобольско-Тюменской епархии. Выступление ансамбля казачьей песни "Станичники" из села Тоболово Ишимского района и стройное повествование о трагедии ведущего специалиста культурного центра П.П. Ершова Геннадия Крамора образно воссоздали всё горе, постигшее земляков в 1921-м. Появление этого памятного знака – очередная победа ишимских краеведов, желающих донести правду до потомков. Напомню, что к 80-летию крестьянского восстания (в 2001 году) в историко-краеведческом музее Ишима была открыта постоянная экспозиция, посвящённая этой трагедии, с документами, фотографиями и раритетным знаменем одной из частей повстанцев. Её мощное объединяющее начало – диорама кровавых событий, выполненная прямо на стене художником Рудольфом Симановым. Солидный научно-исследовательский материал учёных и краеведов в разные годы опубликован и на страницах альманаха "Коркина слобода". Так ишимцы кропотливо восстанавливают правдивую историю отчего края.
Наталья КУТЫРЁВА.

                                     **Творческий и современный памятник**

Публикация в газете "Тюменская область сегодня" от 31 августа с.г. об открытии в Ишиме памятного знака жертвам трагических событий 1921 года стала радостным известием в панораме художественной жизни области. Знак этот необычен, поэтому хотелось бы поделиться своим взглядом на его эстетическую ценность.
Памятники существуют столько же, сколько существует на земле человек, и за прошедшие столетия они принимали самые различные формы, пока в ХХ веке не утвердились в советской действительности банальными фигурами на пьедестале. С приходом нового века ситуация изменилась в лучшую сторону: мы стали внимательней к собственной истории, не такой однозначной, как трактовалось ранее. Поэтому увековечить память о ней захотелось более искренне, мудрее и оригинальнее.
Городская среда – явление сложное и живое, поэтому старое и новое постоянно вынуждено искать компромисс. Мудрым компромиссным решением стала установка памятного знака на месте трагического события – бывшей Базарной площади в сердцевине Ишима; но решить его нужно было не в набившей оскомину маловыразительной псевдоклассической манере, а подойти к данной теме творчески и современно, что и было сделано 22 мая 2011 года в рамках празднования Дня славянской письменности и культуры.
Аллегория – любимая тема великих российских скульпторов, она отвечает особенностям национального менталитета, где былина и сказка – важнейшее культурное достояние и понятный всем символический подтекст. Иносказательный образ птицы, сопровождающей души в иной мир, колючий терновый венец стали воплощением памяти о погибших участниках мятежа и одновременно позволили исключить "крестово-кладбищенскую" символику в самом центре города. Памятник по задумке и исполнению очень глубок и неоднозначен – и трагичен (что соответствует теме), и философски мудр, жизнеутверждающ в соответствии с образом ворона как "хранителя тайны живой воды" в нашем фольклоре.
Материал скульптурной группы не просто соответствует идее по цвету, но и находит множество созвучий в металлическом декоре и потемневшей деревянной резьбе старинного сибирского города.
Данная композиция, автором которой является признанный в Тюменской области скульптор-монументалист Геннадий Вострецов, довольно самобытна, как и дарование мастера. Он, как никто другой, умеет создавать вещи мрачновато-серьёзные и одновременно высокохудожественные и гармоничные. Неоспоримо его качество импровизатора фактуры, где трепетность и инертность металла рождают ассоциации с мимолётностью и вечностью, так необходимые для тонкой трактовки мемориальной темы.
Эстетический ход – тема памяти, смерти и жизни – продуман не только по смыслу, настроению и материалу, он рассчитан на современную городскую ситуацию, где прохожие привыкли воспринимать всё на ходу и в спешке. Лишь сильный эмоциональный толчок, драматический акцент в метафоре данного памятника заставляет вникнуть в смысл события, происходившего на данном месте почти сто лет назад.
Данное решение ново и оригинально. Памятник, безусловно, высокохудожественный и вносит новую ноту в галерею пластических образов города, делая его выразительнее и привлекательнее.
Александр НОВИК,
заслуженный художник РФ,председатель Тюменского регионального отделения ВТОО "Союз художников России".

                                         **Сохранить облик сквера**

В настоящее время идёт реконструкция сквера в исторической части города, в квартале улиц Ленина–Советская–Луначарского–Ленина. Обычно при этом происходит изменение облика того, что реконструируется, поэтому хотелось бы поделиться размышлениями по поводу его судьбы.
Краеведческие материалы показывают, что изначально этот сквер – часть (1/4) Базарной площади, сформированной по перспективному плану города в начале XIX века. Название площадь получила по своему назначению: в базарные дни, а особенно в дни известной на всю Россию Никольской ярмарки здесь во временных балаганах устраивалась розничная и оптовая торговля. В 1882 году, к столетию наделения Ишима статусом города, на площади началась постройка каменных корпусов торговых рядов, которые (частично в перестроенном виде) сохранились до нашего времени. В феврале 1921 года площадь стала свидетелем драматического события. Здесь произошло столкновение отряда повстанцев, наступавших на город с юга, с отрядами военных и коммунистов, которые воспрепятствовали попытке захвата города. После кровавого боя повстанцы вынуждены были отступить. Этот бой имел стратегическое значение для дальнейшего хода Западно-Сибирского крестьянского восстания. Восставшие смогли взять такие города, как Тобольск и Петропавловск, но взять ключевой железнодорожный узел, связанный с городом Ишимом, им не удалось. В дальнейшем по железной дороге сюда прибывали регулярные части Красной армии, которые подавили восстание. Каково бы ни было наше отношение к событиям 90-летней давности, они вписаны в историю нашей страны, и для истории сквера они тоже имеют огромное значение.
На территории сквера, в створе улицы Маркса, находились две братские могилы советских работников и коммунистов, погибших в 1918-1919 годах и в 1921 году (около ста человек). Рядом с ними в марте 1926 года был похоронен участник подавления крестьянского восстания ответственный секретарь Ишимского окрисполкома П.А. Тарсин, в 1990-х на его предполагаемой могиле установлен памятный знак. Братские могилы объединены в одну при реконструкции площади в 1976 году, её отмечает гранитная плита.
В апреле 1924 года на территории нынешнего сквера произведены первые посадки деревьев – тополей и берёз. Эти посадки осуществлялись в юго-восточной части будущего сквера (названного Первомайским), напротив здания бывшей городской управы. Осенью 1925 года здесь был установлен бетонный бюст Ленина – один из первых памятников "вождю революции" в стране (позднее перенесён в сквер у Дома пионеров).
В 1930-х годах между братскими могилами установлен бетонный памятник В.И. Ленину, который в 1976 году заменён на бронзовый монумент работы известного советского скульптора Н.В. Томского. В 2001 году в сквере установлен памятный знак жертвам трагических событий 1921 года. Он стал первым в России памятником нашим соотечественникам, стоявшим по разные стороны баррикад. Память о повстанцах, простых русских мужиках, обманутых тогдашней властью, спровоцировавшей бунт, до того никак не была отмечена. В 2011 году, к 90-летию восстания, памятный знак был обновлён. Открытие, приуроченное к празднованию Дня славянской письменности и культуры, состоялось 22 мая в присутствии духовенства Ишимского благочиния. Это замечательное произведение скульптора Геннадия Вострецова, которое очень точно выражает трагизм тех событий, пробуждает нашу память. Памятный знак органично дополняет и идейно завершает историко-мемориальный комплекс памятников советской эпохи (Ленин – братские могилы – камень на могиле Тарсина).
В связи с этим хочется высказать пожелание, чтобы реконструируемый сквер, который может стать местом отдыха горожан, в то же время не потерял и своего историко-мемориального значения. Все памятники, находящиеся в нём, необходимо сохранить. Это наша общая память, наша история, от которой нельзя отказываться.
Протоиерей Владимир АШМАРИН,
благочинный Ишимского округа Тобольско-Тюменской епархии.

Наталья КУТЫРЁВА, Александр НОВИК, Протоиерей Владимир АШМАРИН.