По его программам учится Россия

Поделиться:

На сайте моего собеседника есть зал славы, где указаны имена его учеников, завоевавших дипломы на многочисленных конкурсах, конференциях, соревнованиях не ниже городского уровня. Знаете, сколько там имён? Триста! Цифры впечатляют, тем более что речь идёт о компьютерной грамотности, развитии информационной компетентности учащихся, их заметных успехах в учебной деятельности. У нас в гостях кандидат физико-математических наук, преподаватель информатики, руководитель экспериментальной площадки в школе № 1 Олег Леонидович Цвырко – личность, известная не только в городе, но и в России.
-Олег Леонидович, в чём суть эксперимента?
–Вернёмся к истокам. В рамках пилотной программы наша школа компьютеризирована самой первой в городе, и уже не одно поколение выросло на этой современной волне. Сегодня почти каждый учитель применяет на своих уроках информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). В общей сложности экспериментальная площадка работает в школе № 1 с 1997 года. Мы создали программный фонд и щедро делимся своими наработками с другими учебными заведениями, выставляем на сайт программы по математике, информатике, химии, русскому языку. По ним занимаются в тысячах школах России.
– Какова идея экспериментальной площадки?
–"Компьютер– это лишь инструмент для преподавания. Учитель будет востребован всегда". Мы добились признания в области, на поддерживает администрация города. Мы вполне можем претендовать на статус федеральной экспериментальной площадки – время покажет. Первоначальная тематика: "Компьютерная поддержка урока как способ организации личностно ориентированного обучения". Нам помогают преподаватели ИГПИ В.Н. Алексеева, В.Г. Гилёва, И.И. Дереча и студентов. В процессе инновационной работы учителя школы создают новые программные продукты и педагогические методики их использования. По результатам исследований делаются научные публикации. Тематика двух последних лет: "Информационный потенциал учителя как фактор информационной компетентности учащихся". К сожалению, информатизация идёт непростым путём. Госстандарт есть на все предметы, кроме… информатики. То есть нет эталона преподавания и каждый учитель – экспериментатор. Выпущено много учебников – сам выбирай нужный. Я как-то раз взял с собой в дорогу один из учебников информатики и просто навскидку нашёл там восемьдесят принципиальных ошибок. А вдруг кто-то из преподавателей не обратит на это внимание и введёт в заблуждение своих учеников. Считаю, что необходимо как можно быстрее восстановить справедливость по отношению к такому серьёзному предмету.
– Как вы пришли к преподавательской деятельности?
–С 1990 года вёл кружок информатики, а с 1999 – преподаю информатику в восьмых – одиннадцатых классах. Технологии технологиями, но на первом месте – человек, ребёнок, стремящийся к знаниям. Цивилизация в техническом прогрессе развивается быстро, а в морально-нравственном отстаёт. "Хлеба, зрелищ" – это не для XXI века. Требования возрастают по велению времени. Века прошли, а мы как будто бы в эпохе Возрождения. Вот и всплыли наркотики, алкоголь, табак и т.д. Надо показать детям другую жизнь. Я счастливый человек, потому что работаю с детьми, и мне всегда есть что сказать им, чем удивить. Кроме предметного, у меня существует второй канал связи с молодёжью и подростками: мы много общаемся, говорим о жизни, они задают свои вопросы, на которые я, взрослый человек, могу дать, на мой взгляд, правильные ответы. Если слышу от ученика слова: "Уезжать надо из России", не оставляю это без внимания. Спрашиваю: "А что ты знаешь о России?". И не жалею времени на откровенный разговор. Думаю, что общенациональную идею не надо придумывать.Она есть любовь к Отечеству, к малой родине, к родителям, друзьям.
–Вы – прирождённый педагог. У вас, наверное, такие же доверительные отношения с собственным ребёнком? –Дочь растёт в семье математиков, с раннего детства за компьютером, сама составляет программы, отлично учится. С десяти лет участвует во всех научно-практических конференциях, четвёртый раз попадает в финал "Шаг в будущее". У нас со Снежаной действительно сложились дружеские, доверительные отношения.
–Ваше любимое увлечение?
–Люблю фотографировать – сорок лет этим занимаюсь. В моих альбомах, не поверите, 200 тысяч снимков, сделанных в разные годы.
Свободного времени не так уж много: руковожу детской компьютерной школой, являюсь старшим преподавателем спецкурсов по информатике и математике в ИГПИ. Веду абсолютно здоровый образ жизни, не пью алкогольных напитков. Верю в человека и каждому ребёнку советую: "Поверь в себя, поверь в людей и увидишь, как позитивно изменится твоя жизнь".
Как вы относитесь к ЕГЭ? Может быть, у вас заготовлена своя программа аттестации школьников?
–В принципе, я не против ЕГЭ, только считаю неправильным оценивать работу школы по его итогам. А предложение у меня есть. Например, поле получения аттестата устраивать сдачу ЕГЭ для желающих учиться дальше.
Светлана Нечаева. Фото Василия Баранова.