14 января 2011, 15:49 мнения

Епископ Евтихий: Почему я против

Поделиться:

Всякий раз, когда приближается праздник Крещения Господня, меня спрашивают, почему я против крещенских купаний, которые уже лет десять или того больше широко практикуются по всей стране, в том числе и у нас в Ишиме? Тому есть несколько причин. Во‑первых: неизбежный риск для здоровья, совершаемый сознательно и добровольно, также неизбежно вступает в противоречие с Евангелием. Христос искушавшему Его диаволу – тот предлагал прыгнуть с крыши храма, говоря, что всё равно ангелы подхватят, не дадут разбиться – отвечал так: "Написано: "не искушай Господа Бога твоего". Хочешь быть последователем Христа – не рискуй ни жизнью, ни здоровьем тогда, когда для риска нет высшей цели служения другим. Противоречит Евангелию и ссылка на то, что, мол, благодатная сила освящённой воды "не даст случиться ничему плохому". Следовать подобному утверждению равнозначно тому, чтобы требовать от Бога чуда. Кто-то скажет: "Что же в этом плохого?!" Чтобы получить ответ, вновь обратимся к Евангелию: "Тогда некоторые из книжников и фарисеев сказали: Учитель! хотелось бы нам видеть от Тебя знамение (т. е. чудо – прим. автора). Но Он сказал им в ответ: род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дастся ему…" Во‑вторых: купание в освящённой воде противоречит благоговейному отношению к великой святыне. В дореволюционной "Настольной книге для священно-церковных служителей" С.В. Булгакова сказано: "К освящённой воде христиане с древних времён имеют великое благоговение. Освящённая вода называется в Православной Церкви великою агиасмою (святынею). Эту святыню Церковь употребляет для окропления храмов и жилищ, назначает пить её тем, кои не могут быть допущены до святого причащения. Благочестивые христиане тоже издревле имеют обычай в навечерие или в самый праздник Крещения почерпать освящённую воду для своего домашнего употребления и хранить её при святых иконах". Эта вода употребляется и для освящения храмов, алтарей, святой чаши для причастия, святых икон и пр. Для таинства крещения вода в купели освящается другим образом и с соответствующими молитвами. Над крещенской водой Богу молятся о "причащающихся (т. е. благоговейно пьющих), кропящихся и мажущихся" святою водою, но не о купающихся в святыне. Для меня купание в "иордани" ассоциируется с рассказами о том, как, якобы, на каком-то молокозаводе баба купалась в цистерне с молоком, чтобы сделать свою кожу свежее, или с легендами об особой категории людей принимающих с той же целью ванны с шампанским… Кстати, подобная публика, ищущая пользы для здоровья, повсеместно участвует в крещенских купаниях, но их божество – собственное тело, а их религия – дремучее суеверие, и на святыню им плевать. В‑третьих: "крещенское" купание – это рассадник суеверия. Упомянутый уже С.В. Булгаков в своей книге пишет, что купаются в большинстве своём те, кто дни своей жизни проводит в греховных развлечениях, "суеверно приписывая этому купанию очистительную силу от грехов". Ему вторит и видный знаток народных обычаев XIX века, писатель Аполлон Коринфский, упоминая крещенские купания в перечне прочих суеверий, описанных им в книге "Русь народная". Приходилось и мне слышать не редко такое мнение современных купальщиков, что они "словно второй раз крестились и все грехи смыли". Но наш Символ Веры гласит: "Верую во едино крещение во оставление грехов". И всякий православный человек должен знать, что грех смывается не в "Крещенской проруби", а в таинстве покаяния. Послушайте, почитайте, наконец, посмотрите в Интернете: кто в основном купается, как к купанию относятся, что хотят от купания получить, и сравните это с действительным содержанием Евангельского события, с проповедническими материалами, посвящёнными Богоявлению – общего не найдёте. А сколько таких людей, которые самоудовлетворяются крещенским купанием, считая его за самое действенное доказательство своей веры, и более и пальцем не шевельнут, чтобы душу спасти, чтобы вырваться из власти греха. Наконец, в‑четвёртых: "крещенские" купания для Русской Православной Церкви не традиционны, как это пытаются представить некоторые СМИ и даже священнослужители. Они не основаны ни на святоотеческом опыте, ни на святоотеческом наставлении. В мою бытность семинаристом Московской Духовной Семинарии отец архимандрит Иоанн (Маслов) на уроке Литургики рассказывал нам в качестве отрицательного примера об одном батюшке, который нарочно "выравнивал" крест в прорубь, чтобы окунуться самому. Зная многих глубоко верующих людей с самого детства, я ни от одного из них не слыхивал о купаниях в проруби в праздник Крещения! Описав суеверный обычай "крещенского" купания С. В. Булгаков заключает: "Само собой разумеется, что подобные обычаи, как нарушающие святость совершаемого торжества и противоречащие духу истинного христианства, не могут быть терпимы и должны быть уничтожены". Поэтому я категорически против "крещенских" купаний. Не нужно подменять праздники Божии ненужными, пустыми и вводящими в заблуждение мероприятиями, которые могут к тому же расстроить здоровье – не красиво это, не полезно и пагубно для христианской души. "Любящий Меня заповеди Мои соблюдает", – говорит Христос в Евангелии, вот в чём всем нам следует постоянно прилагать усилия, и с особенным усердием в праздники Божии. Поздравляю всех православных с наступающим Крещением Господним!