Без барьеров?

Поделиться:

Крутые подъёмы, узкие лестницы и даже тротуарные бордюры – все эти препятствия могут оказаться непреодолимы для человека в инвалидном кресле. Ещё несколько лет назад пандусы в Ишиме можно было пересчитать по пальцам, да и теми зачастую оказывалось сложно воспользоваться в одиночку. Чтобы посмотреть, как изменилась ситуация, мы отправились на улицы города.
В городе проживает более пяти тысяч людей с ограниченными физическими возможностями, 92 из них – инвалиды-колясочники. Большая часть их жизни проходит в стенах собственного дома или больницы, на улицу они выходят лишь для того, чтобы попасть на почту, в аптеку, поликлинику, банк или просто подышать свежим воздухом.
– Хорошо, что сегодня крупные социально значимые организации при строительстве офисов сразу проектируют пандусы, – говорит председатель комиссии "Доступная среда" городского общества инвалидов Александр Рачёв. – Один из таких примеров – здание Сбербанка на ул. Малой Садовой. Пандусы здесь выполнены согласно всем нормативам и многократно опробованы теми, кто в них нуждается. Это же можно сказать о пандусе возле магазина "Магнит" на ул. Калинина.
Как оказалось, банковским пандусом пользуются не только инвалиды. – В последнее время мучает давление, на такую высокую лестницу, как в сберкассе, подниматься боюсь: кружится голова. А по пандусу ничего, потихоньку иду и иду, – поясняет пенсионерка Лидия Васильевна Горюнова, держась за перила. В городском обществе инвалидов с Лидией Горюновой согласны. Здесь говорят, что маломобильная группа населения – это не только прикованные к инвалидному креслу. Пандусы и пологие спуски облегчают жизнь и пожилым людям, и горожанам с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, и беременным, и мамам с колясками. Впрочем, бывает и так, что в организациях и предприятиях вроде бы пытались сделать доброе дело, но не получилось: угол уклона таков, что по пандусу сложно подняться и абсолютно здоровому человеку. Не говоря уже о колясочниках, для которых преодоление подобного подъёма – реальный риск получить новые травмы. Ошибки стараются исправлять. Так, крутой пандус аптечного пункта ООО "Виола" возле областной больницы № 4 недавно заменили на пологий: решение об этом предприниматель принял после беседы с представителями городского общества инвалидов. – К сожалению, далеко не каждый руководитель фирмы или директор предприятия знает нормативы, которые необходимо учитывать при устройстве пандуса. Порой из-за этого приходится тратить дополнительные средства и заново переделывать уже готовое, – прокомментировал ситуацию Александр Рачёв. – Что касается строительства жилых домов и объектов соцкультбыта, то на них проектная документация согласовывается с председателем общества инвалидов на предмет доступности для людей с ограниченными физическими возможностями.
Кстати, параметры пандусов, их ГОСТы и нормативы утверждались по согласованию с теми, для кого они предусмотрены. Ведь тут важно не просто знать законы физики, но и сделать их применение в быту наиболее удобным.
Ширина пандуса, согласно Строительным нормам и правилам РФ, должна быть не менее 1 метра. А максимальная высота одного подъёма (марша) пандуса не должна превышать 80 см при уклоне не более 8 %, это около 5°. Если же подъём превышает 80 см, необходимы промежуточные площадки не менее 1,5 на 1,5 метра, где можно было бы передохнуть. Вдоль кромки пандуса должен быть бортик высотой не менее 5 см для предотвращения соскальзывания трости или ноги. Ну и, естественно, пандус должен быть оснащён непрерывными перилами по всей высоте.
Сооружение пандусов – дело трудоёмкое и затратное. К тому же место под пандус есть не везде, поэтому некоторые учреждения Ишима используют альтернативные методы. Так, благодаря содействию местного отделения "Молодой Гвардии" в городской стоматологической поликлинике, полиции и ещё нескольких организациях установлен специальный звонок, дотянуться до которого можно из инвалидного кресла. Как только на кнопку нажимают, в фойе ведомства раздаётся сигнал, и дежурные выходят, чтобы помочь нуждающимся. Молодогвардейцы называют проект "Доступная среда" одним из приоритетных и намерены продолжать работу в данном направлении. Тем не менее до города по-настоящему равных возможностей Ишиму ещё нужно расти. К примеру, установили пандус на железнодорожном вокзале, но самостоятельно сесть в поезд у инвалида шансов по-прежнему практически нет. Да и на автовокзале площадка ожидания пассажиров приподнята настолько, что подняться на неё, сидя на коляске, нереально, съездов нет – остаётся рассчитывать на отзывчивость добрых людей. Несколько лет назад в Ишиме была разработана карта доступной среды. На ней отображены все социально значимые объекты, оснащённые подъездами и пандусами: магазины, аптеки, больницы, учреждения культуры, спорта и так далее – более двадцати точек. Однако в городском обществе инвалидов надеются, что подобных мест вскоре станет гораздо больше, а значит, и жизнь тех, кто волею судьбы оказался в инвалидном кресле, будет легче.
Юлия КРОО. Фото автора.

Юлия КРОО