Переход на единый номер

Поделиться:

В администрации города обсудили возможность перехода служб экстренного реагирования на систему вызова "112".

В большинстве развитых стран действуют системы, обеспечивающие вызов всех служб экстренной помощи по единому номеру. К примеру, в США и Канаде это хорошо известный нам по американским фильмам номер "911", а в странах Евросоюза – "112". В 1998 году Россия подписала со странами Европейского союза телекоммуникационное соглашение, согласно которому единым номером экстренного реагирования на её территории должен стать номер "112". В настоящее время работу по созданию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" проводит МЧС России совместно с органами исполнительной власти РФ и её субъектов и органами местного самоуправления.

12 марта в администрации г. Ишима обсудили перспективы развития единых дежурно-диспетчерских служб и создания системы "112". В совещании приняли участие представители ГУ МЧС по Тюменской области, фирмы-проектировщика, экстренных служб, городской и районной администраций. Чем же отличается звонок на номер "112" от привычных нам "01", "02", "03" и "04"? Российская служба "112" организована по принципу "одного окна" и призвана координировать работу всех экстренных служб: пожарной охраны, полиции, скорой помощи, газовой сети, "Антитеррор" и т.д. Преимущество такого телефонного обращения очевидно: при возникновении чрезвычайного происшествия человеку не придётся задумываться, какая именно служба ему необходима, и какой номер требуется использовать для доступа к ней. Звонок на номер "112" бесплатный, с мобильного телефона можно дозвониться, даже если на счёте нет денег. В отличие от западных аналогичных служб российская ЕДДС выполняет ещё одну немаловажную функцию – сбор оперативной информации от дежурно-диспетчерских служб, служб контроля и наблюдения за окружающей средой. На основе полученных данных осуществляет анализ и оценку обстановки, предупреждая таким образом возникновение чрезвычайной ситуации.

Первые пилотные площадки новой службы экстренного реагирования в России начнут работать уже в текущем году в трёх регионах: Курской области, Краснодарском крае и Республике Татарстан. Предварительные испытания системы показали, что время комплексного реагирования оперативных служб сокращается в среднем на 15 минут, что очень важно для сохранения жизни в чрезвычайной ситуации. Кроме того, повышается достоверность и оперативность о ходе реагирования.

– Основная часть мероприятий по проектированию и развёртыванию системы "112" возложена на субъекты РФ, – отметил начальник отдела связи Главного управления МЧС России по Тюменской области Александр Калякин. – Губернатором Тюменской области выделено 4,9 млн. рублей на реализацию данного проекта. Система "112" создаётся на базе единых дежурно-диспетчерских служб, которые уже успешно функционируют на территориях муниципальных образований. В регионе разработан план основных оперативно-технических мероприятий, создана межведомственная рабочая группа, в которую вошли представители областных департаментов, экстренных служб, операторов связи. Запустить систему экстренного реагирования в Тюменской области планируется в 2015-2016 годах.

В числе основных вопросов, которые предстоит решить на этапе проектирования: организация взаимодействия дежурно-диспетчерских служб экстренных оперативных служб различной ведомственной принадлежности, организация подключения к системе "112" операторов связи, предоставляющих услуги связи на территории субъекта Российской Федерации и др.

Ряд моментов уже определён. Так, основной центр обработки вызовов будет находиться в Тюмени. Помимо приёма вызовов от населения областной столицы в его задачи входит централизованное хранение данных, взаимодействие с региональным центром УКС МЧС России, навигационно-информационным центром системы экстренного реагирования при авариях "ЭРА-ГЛОНАС", и, в случае необходимости, приём вызовов со всей территории юга области. Резервный центр обработки вызовов будет размещён в Тобольске. Кроме того, в Тюмени и Тобольске будут находиться и специалисты из службы психологической поддержки, для оказания соответствующей помощи жителям юга области.

Как уже было отмечено, системе "112" предстоит обеспечивать реагирование шести экстренных служб: пожарных частей, охраны общественного порядка, скорой помощи, службы газа, антитеррористической (только в Тюмени на базе ФСБ) и службы спасения. При этом старые номера "01", "02", "03" и "04" по-прежнему продолжат функционировать. По желанию муниципальные образования могут самостоятельно запроектировать и другие службы, которые также войдут в систему "112" – ЖКХ, РУС, РУЭС, ДРСУ, лесное хозяйство и прочие.

В заключение встречи тюменские специалисты побывали в единой дежурно-диспетчерской службе Ишима, которая располагается в здании городской администрации. Ишимская ЕДДС укомплектована оргтехникой, средствами связи, мини-АТС. Диспетчерский состав обеспечивает круглосуточный приём сообщений о любых происшествиях, несущих информацию об угрозе или факте возникновения ЧС. Проектировщики отметили, что возможности помещения в полной мере позволяют разместить необходимое для функционирования системы "112" оборудование. Осталось лишь определить, создавать ли на территории Ишима и Ишимского района единую или две самостоятельно функционирующие службы экстренного реагирования. Ответ на данный вопрос будет получен в ближайшее время.

Марина СЕРГЕЕВА. Фото Василия Баранова.

Марина СЕРГЕЕВА