"Всё в наших руках"

Поделиться:

Ишимский педагогический институт не просто крупнейшее учебное заведение города, ИГПИ – настоящая кузница кадров. В отличие от выпускников других специализированных вузов, две трети студентов нашего "педа" впоследствии идут работать по специальности – учителями школ, преподавателями техникумов и колледжей. Да и в других, не связанных со сферой образования организациях, специалисты с дипломами Ишимского педагогического всегда востребованы. О перспективах развития вуза в эксклюзивном интервью нам рассказал его ректор – доктор исторических наук, профессор Сергей Павлович Шилов.

Сегодня в ИГПИ им. П.П. Ершова учится свыше 3200 студентов, половина из которых – на дневном отделении. Читают лекции для них и ведут семинарские занятия 142 преподавателя, а полностью штат вуза составляет около 300 человек. Сейчас, когда в городе почти не осталось крупных предприятий, сами сотрудники института в шутку называют свою alma mater "градообразующим предприятием Ишима". Но в каждой шутке есть доля истины. Учебное заведение постепенно расширяется, предлагая не только новые направления и профили подготовки абитуриентам, но и идеи, которые обязательно будут востребованы не только в сфере научной деятельности региона и страны, но и у жителей нашего города.
– Совсем недавно мы открыли "Академию детства", а вскоре заработает и новый проект – центр инновационных педагогических технологий, – сказал ректор ИГПИ им. П.П. Ершова. – Он разместится на базе ныне строящегося здания, отделочные работы в котором планируется завершить ближе к концу этого года, и займёт в общей сложности 5000 квадратных метров. Цокольный этаж нового корпуса будет отдан под информационно-издательский центр вуза (к слову сказать, он выполняет огромную роль в плане процесса опубликования результатов научных исследований не только наших преподавателей, но и коллег из других вузов), а на первом этаже мы планируем открыть гимназию, в которой будем обучать ребятишек с 1 по 4 классы. Безусловно, для института функционирование данного направления очень важно, так как педагогический вуз должен иметь подобные рабочие площадки. При этом нельзя не отметить, что в первую очередь открытие гимназии ориентировано на удовлетворение запросов самих ишимцев.
– А что ещё появится в этом центре?
– Здесь будут проходить занятия для студентов педагогического факультета, которые вынуждены заниматься во вторую смену из-за отсутствия свободных площадей. Также появятся различные лаборатории (качества, инклюзивного образования и др.) с современным оборудованием.
– В этом году в нашем вузе появились новые направления и профили подготовки. Не было ли сложностей с набором абитуриентов?
– Да, действительно, теперь мы готовим преподавателей для колледжей, лицеев и средних специальных учебных заведений по таким направлениям как "Экономика и управление", "Правоведение и правоохранительная деятельность". Также открыты профили "Социальная работа в системе социальных служб" и "Менеджмент социально-культурной деятельности". Серьёзных проблем с набором в этом году мы не испытали. На некоторые профили был серьёзный конкурс, по результатам которого поступили лишь обладатели самых высоких проходных баллов. Результаты набора отразились и в министерских рейтингах, по которым ИГПИ занял стабильные позиции, закрепившись в так называемой "белой" зоне.
– В пединституте появляются новые специальности, и это не может не радовать. Но значит ли это, что в вуз приходят новые кадры?
– Кадры, как известно, решают всё. Их не хватает, особенно докторов наук. Тем не менее, мы не стоим на месте: уже сейчас на постоянной основе преподают два профессора, специально приехавшие из Санкт-Петербурга и Барнаула. Кроме этого, мы приглашаем читать лекции специалистов из Омска, Челябинска, Тюмени и т.д. Должен вскоре решиться вопрос и о визите в наш город преподавателя из Германии, который также проведёт курс занятий для студентов. Посредством функционирования в вузе аспирантуры (а действует она по 8 направлениям) мы стремимся взращивать собственные научно-педагогические кадры. Не может не радовать тот факт, что наши выпускники после получения диплома и присвоения соответствующей квалификации идут получать послевузовское образование.
– А читать лекции зарубежный преподаватель будет на родном языке? _
– Безусловно, необходимо слышать "живой" иностранный язык. Вообще, я считаю, что в наше время знать языки не просто необходимо – жизненно важно. Студенты должны это понимать и посвящать как можно больше времени их изучению. Мы же в свою очередь планируем организовать выезды наших студентов за рубеж по программам обмена. К слову сказать, это направление уже функционирует: ишимские магистранты недавно вернулись из университета Петропавловска (Казахстан), где прослушали курс лекций. И это не говоря о том, что студенты ИГПИ постоянно путешествуют по стране, участвуя в различных конкурсах, семинарах, конференциях. Я вообще считаю, что студент обязан быть мобильным.
– Возвращаясь к вопросу о кадрах. Может быть, сегодня проблема в том, что труд преподавателя не так высоко оплачивается? Да и само учительство не считается таким же престижным, как было в советские времена… – Абсолютно уверен, что труд учителя престижен в любую эпоху. А что касается зарплат, то с 1 сентября мы подняли их нашим преподавателям, теперь в среднем их доходы составляют 32 тысячи рублей – больше, чем в некоторых областных вузах. Только эти деньги не даются просто так: нужно не только читать лекции и вести семинарские занятия, но и заниматься научно-исследовательской деятельностью, внедрять новые технологии и т.п. Что касается остального персонала вуза, то, стоит признать, их заработные платы небольшие, но они также будут подняты (правда, не настолько, как у профессорско-преподавательского состава вуза) уже с октября этого года.
– Наверняка в нашем вузе есть и другие перемены к лучшему?_
– И их немало. Например, в этом году у абитуриентов появилась возможность обучаться по двойным профилям. И хотя срок обучения в таком случае продляется с 4 до 5 лет, зато выпускник сможет работать одновременно, например, учителем начальных классов и учителем иностранного языка. На мой взгляд, это очень удобно. К тому же, сейчас наши сотрудники стали больше публиковаться в российских и зарубежных научных изданиях. По публикационной активности в лицензированных Минобрнауки журналах мы за 1 квартал оказались на 42 месте из почти 600 вузов страны. Это очень высокие показатели, ведь в данном рейтинге учитывается не только количество статей, но и их качество.
_– Планы вуза на будущее? _
– Идей много. Кое-что, я думаю, будет осуществлено в ближайшее время. Так, мне очень хочется благоустроить прилегающую к институту территорию, привести её в порядок. В жизни мне пришлось много поездить по миру. Ни в Ленинграде, где я учился, ни в немецких Бонне и Дюсельдорфе, где стажировался, нет такой неустроенности. А начать исправлять недоработки можно и с малого. К примеру, силами биолого-географического факультета и факультета технологии и предпринимательства разбить во дворе первого корпуса "ершовский садик" с цветниками, беседками, стилизованными фигурами сказочных персонажей. И студенты, и преподаватели обязательно такие перемены оценят. Ну а в целом, я думаю, всё в наших руках, и если будет желание, то найдутся и возможности.
С ректором ИГПИ им. П.П. Ершова, вуза с 58-летней историей, мы встретились в непростые для института дни. Фактически сейчас решается судьба всех российских вузов: в ближайшее время 20-30 % университетов и институтов страны, не оправдавших по тем или иным причинам своё существование, будут реорганизованы. К 1 декабря будет опубликован список "вышек", которые имеют право на существование. Глядя на то, сколько сегодня делается в ишимском вузе и вспоминая свои, счастливые студенческие годы, хочется верить: наш институт имеет такое право.
Юлия Кроо.
Фото Василия Баранова.

Юлия Кроо.