14 февраля 2011, 16:21 культура

Мир музыки Олега Шерера

Поделиться:

Перед знакомством с Олегом Люцевичем я испытывала некоторое напряжение. Это естественное состояние, когда хочется написать портретный материал об интересном, незаурядном, известном человеке, но отдаёшь себе отчёт в том, как это нелегко: необходимо не только погрузиться в мир творчества личности, но и раскрыть его читателям.

Где, как не в музыкальной школе, в первую очередь обращаешь внимание на многообразие звуков. Слышно, как за дверьми классных комнат дети занимаются вокалом, осваивают фортепиано, аккордеон, скрипку, флейту. В кабинете учителя Шерера идёт беседа. Ребята только что посмотрели видеозапись балета "Конёк-Горбунок" и обсуждают с Олегом Люцевичем музыкальные партии героев сказки. Я присела за старенькую парту и огляделась. Обстановка учреждения дополнительного образования оставляет желать лучшего: шкафы, мебель, подоконники и оконные рамы помнят, наверное, 70-е годы прошлого столетия. Лишь настенные портреты Мусоргского, Баха, Шуберта, Чайковского и других классиков обрамлены в новые багеты. Несмотря на скудость материальной базы, школа ежегодно выпускает новых звёздочек. Впрочем, это и не удивительно: педагогический состав заведения вкладывает в своих питомцев душу. В этом я убедилась, просидев полчаса на уроке Олега Шерера. Учитель обращает внимание на каждого подопечного, эмоциональная подача материала перемежается лёгкими отступлениями и шутками. – Есть ли разница между поколениями детей в отношении к музыке? – спросила я, когда ребята разошлись по домам и мы с Олегом Люцевичем остались в пустом классе. – Пожалуй, есть, – задумался собеседник. – Раньше дети себя видели в музыке. Большинство планировало связать с ней свою жизнь, стать профессиональными пианистами, баянистами и так далее. А сегодня дети идут в "музыкалку", чтобы быть разносторонне развитыми, и редко кто хочет стать музыкантом. А вообще, очень хорошо, что дети всё-таки стремятся изучить классику. Идеально, если бы они с самого раннего детства занимались музыкой. И чем раньше – тем лучше. Классические произведения оказывают формирующее, положительное воздействие не только на человека, но и на всё живое. – И в чём же секрет? – В организации, структуре, ритмике, интонации мелодий. Классика – это свой, особый, и я бы сказал, совершенный, гармоничный мир. – Может ли музыка быть разрушительной? – Да, может. На современном этапе она такой и стала. Пару столетий развитие всех искусств, в том числе и музыкального, шло по нарастающей – к совершенству. Достигнув своего апогея, оно направилось по нисходящей – к хаосу. Это закономерно. Вершина развития музыкального искусства – конец XVIII века. После тоже создавалось несколько прекрасных, великих произведений, но то были отдельные вспышки угасающего пламени. Признаюсь, слушала собеседника затаив дыхание. Появилось сильное желание сесть за парту и внимать учителю. С удовольствием бы изучила курс "Слушание музыки" и "Музыкальная литература". Когда я об этом сказала моему собеседнику, он ответил: "Цель моей работы – приобщить к миру музыки, как минимум, сделать профессионалов, как максимум. Ребёнок должен увидеть и услышать музыку. Если это произойдёт, то и он сам будет тянуться, стремиться к совершенному. У него появится тяга к прекрасному. Олегу Шерер было девять лет, когда мама, Мария Андрияновна, привела его в музыкальную школу № 1. Помимо скрипки, он занимался вокалом. В 1969 году окончил школу по классу скрипки у Элеоноры Минеевой. Не взирая на юный возраст, первый директор ДМШ Слуднова Клавдия Васильевна предложила выпускнику работу в музыкальной школе № 2. Параллельно он стал учиться в Тюменском музыкальном училище на теоретическом отделении (1969-1975). Впоследствии заочно окончил филологический факультет ИГПИ. В ДМШ № 2 Олег Люцевич работает преподавателем скрипки, общего фортепиано, теоретических дисциплин; заведует теоретическим отделением школы. Сорок лет музыкальной, педагогической деятельности, и не только в школах, но и различных городских организациях. Сочетание просветительской и исполнительской практики (вокал), заинтересованность, увлечённость – черты творческой индивидуальности и педагогического стиля Шерера. По предметам музыкально-теоретического цикла он подготовил таких музыкантов, работающих в учебных заведениях Тюменской области, как И. Клюшкина, Н. Кудрявцева, Н, Соколова, С.Рай, Т. Лобанова, Н. Чернова, Н. Шадрина, Н. Лаврова, Р. Гультяева, Я. Габышева, А. Носков и др. Олег Люцевич – счастливый человек: он с удовольствием идёт на работу и с радостью возвращается домой. С супругой Ольгой Анатольевной живут в счастливом браке 35 лет. Вырастили пятерых сыновей. С большой гордостью собеседник рассказывает о своей младшей дочери Елене. Девушка учится на четвёртом курсе факультета искусств Омского государственного университета Ф.М. Достоевского. Она – будущий хореограф. 17 февраля Олег Шерер отметит шестидесятилетие. Юбилей совпадёт со свадьбой одного из сыновей – Олега. Очередная возможность собраться всем родным вместе, вспомнить прошлое, поделиться сокровенным, рассказать о планах. Для всех представителей семейства Шерер музыка стала неотъемлемой частью души. Олег Шерер отмечен знаком Министерства культуры РФ "За достижения в культуре", а я бы добавила – за детей, которые благодаря педагогу смогли приобщиться к неповторимому миру музыки.
Оксана Павлова. Фото Василия Баранова.