На повестке КДН города Ишима – улучшение качества жизни детей

Поделиться:

По словам начальника отдела по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Лилии Прокопьевой, основные задачи общественной приёмной направлены на улучшение качества жизни детей. Специалисты оказывают содействие в обеспечении социальных и правовых гарантий, привлекают внимание широкой общественности к вопросам защиты прав, дают практические рекомендации и отслеживают результативность принятых по каждому вопросу конкретных шагов.

– На любые вопросы, заявления мы находим решение, – рассказывает Лилия Александровна. – Помощь детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, всегда показывает больший масштаб проблемы, из множества примеров частного бытия мы, к сожалению, видим, что снижаются приоритет семьи и ответственность родителей за воспитание своих чад.

Для реализации основных задач общественная приёмная осуществляет следующие функции по защите прав и интересов несовершеннолетних: оказание непосредственной помощи в реальных жизненных ситуациях (приём граждан, консультирование), распространение информационных материалов о правах и обязанностях, содействие детям и их родителям, законным представителям в получении правозащитных навыков, часто – в активизации потенциала собственных возможностей.

                                                                     Выправить судьбы

Первая запись в книге обращений общественной приёмной сделана Лилией Прокопьевой 12 мая 2011 года. Книга уже довольна объёмная. "Нет, ни в коем случае в другие руки не передаю, информация конфиденциальна. И на приёме присутствовать нельзя, чаще обращения анонимны",– строго говорит она в ответ на мою просьбу полистать страницы с целью мониторинга заявлений граждан, но соглашается без называния имён провести некоторый анализ ситуаций, потому что они могут быть поучительны и для других. В 2017 году в общественную приёмную обратились 67 человек, в этом за семь месяцев – уже 78.

– Можно выделить три  основных направления: психологическая поддержка, вопросы правового характера и конфликты в семье, – говорит Лилия Александровна. – Все три составляющих взаимосвязаны. Оказывая помощь в любом аспекте, мы помогаем наладить миролюбивую обстановку в семье.

Четыре обращения касались трудоустройства несовершеннолетних в летние каникулы: как лучше – через центр занятости населения или молодёжный "Центр развития"? А многие родители даже и не знают, что есть в социально-образовательной сфере такая структура, как "Центр развития", и он им  – в помощь.

В прошлом году было семь обращений по вопросу определения малышей в детские сады, в этом – только одно. Этот факт вызывает у Лилии Александровны необходимость проговорить для населения:

– Общественная приёмная не занимается вопросами устройства в детские сады, но гражданин пришёл, и мы подключились, чтобы помочь и разъяснить, куда нужно обратиться, как действовать. Наблюдаю, что общественную приёмную воспринимают как подсказчика по всем жизненным вопросам, как определённую книгу жалоб. Когда человеку начинаешь объяснять, оказывается, что решение лежит на поверхности. Часто люди не желают сами разбираться, думая: кто-то придёт, поможет. На самом деле человек – сам себе и хозяин, и друг. Мы можем обратить внимание, показать пути, но как дальше действовать, каково качество жизни – этот выбор человек должен делать самостоятельно.

Самые сложные ситуации, когда в общественную приёмную поступают заявления о неблагополучии в семьях, где один или оба родителя подвержены алкогольной зависимости. В этой части истории (только за этот год их семь) – одна поучительнее другой и чаще всего анонимные. Звонят соседи, близкие, приходят дети – подростки и уже состоявшиеся юноши. К примеру, сын попросил повлиять на мать. Вернувшись из армии, он увидел, что она спивается, потеряла работу, а на воспитании ещё малолетние дети. Сам он собрался устроить судьбу в другом городе.

– Алгоритм действий по таким вопросам отработан, – рассказывает Лилия Прокопьева. – Рейд, по его итогам даём поручения субъектам профилактики. Следуют, чаще анонимное, консультирование в наркологической службе, лечение, содействие в трудоустройстве через центр занятости населения,  поддержка в социально-реабилитационном центре "Согласие" и социальном центре обслуживания населения "Забота", подключение и работа органов опеки, отдела по делам несовершеннолетних, участковых уполномоченных полиции. Бывает, что приезжаем в семью, а там всё хорошо, просто кто-то кого-то решил подставить, а мы ведь могли это время потратить на тех, кому действительно была нужна помощь. Встречают специалистов по-разному: с осторожностью, равнодушно, порой несколько агрессивно: "Зачем приехали?" Большинство же принимает поддержку и благодарит за выправление судьбы.

                                                                     Продолжать работу

По каждому обращению, касается ли оно конфликта между родителями, между детьми и взрослыми, ведётся поиск решения заявленной проблемы, затем долгие наблюдения за семьёй, чтобы не было рецидива. 

На рабочем столе Лилии Прокопьевой лежит очередное письмо: "Прошу помочь нашему горю. Дочь имеет двух детей, не хочет их воспитывать, они  живут у бабушки. А скоро в школу…" Лилия Александровна уже подготовила пакет документов по защите прав несовершеннолетних, в том числе отдельно проработан блок профилактических мероприятий с мамой, предусмотрена поддержка в рамках городской операции "Портфель", большая роль отведена центру "Забота", образовательной организации, где обучается один из детей.

– Обращения поступают по электронной почте и во время приёмов в общественной приёмной, – говорит Лилия Александровна. – Большое спасибо СМИ, в частности, редакции газеты "Ишимская правда". Когда спрашиваю, где узнали об общественной приёмной, слышу в ответ: из газеты, из буклетов или из  профилактических акций "Позвони, тебе помогут", "Телефон доверия" и других. Общественная приёмная – это эффективное окно взаимопомощи. Часто людям просто нужно выговориться, при активном диалоге  самих себя услышать. Бывает, что после беседы уже точно знают, как действовать, ответ у них уже был, и нужно было просто в нём утвердиться. "Вот теперь я и сама справлюсь с проблемой. Мне и к психологу не надо", – сказала на одном из приёмов заявительница. Обращаться могут несовершеннолетние, родители, граждане, располагающие информацией и считающие своим долгом помочь детям. Адрес: город Ишим, улица Ленина, дом 39, кабинет 21, адрес электронной почты: кdn–ishim@mail.ru, телефон/факс: 7-96-41.    

Информацию о деятельности общественной приёмной периодически заслушивают на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации города Ишима. И вновь приходят к выводу: в целях защиты прав и законных интересов детей нужно продолжать работу этой структуры.

 

Людмила Марикова.