"Летняя Пасха" Сибири

Поделиться:

Сто лет назад, 10 июня 1916 года (а по новому стилю – 23 июня), в Тобольске состоялись торжества прославления в лике святых Российской Православной Церкви митрополита Иоанна (Максимовича), служившего на сибирской кафедре с 1712 года до своей кончины в 1715 году. День его преставления стал и днём его прославления, которое состоялось во многом благодаря настойчивости императора Николая II и его супруги Александры Феодоровны. Потому и самого владыку Иоанна часто называют «последним царским святым» – святым, прославленным в по­следний год монархии в России.

Почитание святителя

Прославление Иоанна Тоболь­ского давно ожидалось церковным народом. К его могиле в приделе Софийско-Успенского собора из­давна приходили паломники. Об этом свидетельствовал протоиерей Александр Сулоцкий ещё за полве­ка до канонизации. А к 1915 году только официально зафиксирован­ных случаев чудесной помощи по молитвам к владыке Иоанну было около полусотни.

Так, священник Никольской церкви села Зарослое Ишимского уезда Александр Асписов свиде­тельствовал: "18-го числа минув­шего апреля месяца жена моя за­болела тяжкой формой инфлуэнцы; болезнь прогрессировала, и вот, когда она осложнилась настолько, что вполне можно было опасаться за жизнь матушки, я, собравши своих детей и домочадцев, стал слу­жить молебен святителю Иоанну, и матушка тотчас же почувствовала себя гораздо лучше, а когда я от­служил в тот же день ему ещё два молебна, то болезнь сразу как бы остановилась, и матушка стала быстро поправляться и в настоя­щее время, слава Богу, совершенно здорова".

Всю жизнь благоговейно хра­нила историю своего чудесного исцеления и матушка Ангелина, супруга священника Иосифа Мои­сеева, который в тридцатых годах ХХ века служил в ишимском Ни­кольском храме. В декабре 1914 го- да, когда они с мужем жили в таёж­ных районах Тобольской губернии, неподалёку от Ирбита, она заболела проказой. Лечение не помогало. В феврале 1915 года её муж, прочи­тав житие ещё не прославленного святителя Иоанна, решил отслу­жить ему водосвятный молебен, во время которого 18-летняя Ангелина усердно молилась – так, что "как встала на колени, помню, а как я молилась – вот была глубокая вера, что не понимала, где я", по оконча­нии молебна отец Иосиф "обильно окропил меня святой водой, а не разрешалось при проказе даже умыться", и уже на следующий день появились явные признаки исцеления – короста "стала суше, чем вчера", а "через три дня лицо моё совершенно очистилось".

В тяжкие дни испытаний, вы­званных военным временем (шла Первая мировая война) желание си­бирской паствы обрести ещё одного небесного заступника только укре­пилось. В декабре 1915 года, когда отмечалось двухсотлетие кончины святителя, состо­ялось освидетельствование его мощей, которое совершил будущий Патриарх, а тогда ещё архиепископ Литовский Тихон (Беллавин). 20 января 1916 года императору был представлен синодальный доклад, говоривший о воз­можности совершить кано­низацию. На следующий день Николай II положил на нём резолюцию: "Приемлю пред­ложение Святейшего Синода с умилением и тем большим чувством радости, что верю в предстательство Святителя Иоанна Максимовича, в эту годину испытаний, за Русь православную".

Тобольские заботы

Тобольской Пасхой на­зывают в литературе дни 8–10 июня 1916 года, назна­ченные определением Свя­тейшего Синода для обще­церковного прославления митрополита Иоанна.

Епископу Варнаве пред­стояло принять небывалое число преосвященных – ми­трополита Московского и Коломенского Макария и ещё десять архиереев. Из столицы прибыли обер-прокурор Синода гофмейстер А.Н. Волжин и изда­тель газеты "Колокол" В.М. Сквор- цов, из Омска – Степной генерал-губернатор и попечитель Западно-Сибирского учебного округа. Также приехали несколько архимандри­тов, ректоров духовных семинарий и значительное число духовенства. Среди путешественников – быв­ший губернатор А.А. Станкевич, почётный гражданин Тобольска и почитатель святителя Иоанна, по молитвам которого он получил исцеление от тяжкой болезни ещё во времена своего губернаторства.

О том, что готовятся торжества по прославлению митрополита Иоанна, знали не только в столице и Тобольской губернии – знали во всех епархиях и даже на фронте. Богомольцы прибывали в Тобольск водным путём из Тюмени, Омска, Самарово. Со всех сторон епар­хии шли по грунтовым дорогам пешком, ехали на лошадях. Шли крестными ходами, шли семьями. Это был по большей части простой народ, скорбящий, озлобленный, просящий милости и помощи Божией. Несли ко гробу угодника Господня свои безутешные печали и болезни. На каждом шагу встре­чались слепые, хромые, увечные, убогие. Прибывали из отдалённых мест. Пешком пришла группа богомольцев из Черниговской гу­бернии, где долгое время служил митрополит Иоанн. Всего в То­больск на торжества прибыло, по разным подсчётам, от тридцати до пятидесяти тысяч паломников – на­селение города увеличилось в два с половиной раза!

81-летний митрополит Макарий прибыл в Тюмень поездом 4 июня. Из Москвы он вёз серебряный ков­чег для мощей святителя Иоанна и кипарисовый гроб для раки, создан­ный по образцу гроба Святейшего Патриарха Ермогена в Успенском соборе Кремля. В этот же день на пароходе "Петроград", заполнен­ном множеством духовных лиц и простыми богомольцами, владыка отбыл в Тобольск. Вечером было совершено всенощное бдение. Мо­гучий хор оглашал реку. Заслышав пение, на берега выходили жители деревень, на пристанях собиралось множество народа.

В Тобольске митрополит посетил родное учебное заведение, нахо­дившееся тогда в Знаменском мо­настыре, и оставил запись в книге почётных посетителей: "Питомец этой семинарии, убогий Макарий, митрополит Московский". Не­вдалеке отыскал он и дом, где жил юношей на квартире. Кстати, в Ишиме в духовном училище в эти же годы трудился помощником смотрителя дальний родственник владыки Пётр Петрович Невский.

Ещё 31 мая в Тобольск при­ехал член совета Министерства внутренних дел тайный советник П.М. Кошкин, командированный для руководства административ­но-хозяйственной стороной пред­стоящих торжеств. Губернатору Н.А. Ордовскому-Танаевскому и комиссии по выработке церемониа­ла и организации административно-хозяйственных вопросов предстояла немалая работа. И, несмотря на огромное число паломников, торже­ства прошли на достойном уровне и без происшествий. Обошлись даже без привлечения войск, как было принято в подобных случаях.

Прибывавших в Тобольск разме­щали во всех общественных и учеб­ных заведениях города, принимали их на квартиры и жители города. Для продовольствия богомольцев устраивали дешёвые чай­ные с продажей съестных продуктов, организовывали выпечку хлеба и кренделей в большом количестве. Все дни стояла тихая погода без дождей, так что многие устраивались на ночлег под открытым небом.

Почти круглые сутки в соборе и на площади со­вершалась исповедь мно­гочисленных паломников, желающих причаститься Святых Таин. Принимали исповедь десятки священ­ников, также съехавшихся в Тобольск. Повсюду слыша­лись песнопения либо речи бесед, которые вели епископ Варнава и митрополит Мака­рий, который, несмотря на возраст, казалось, не имел ни минуты покоя.

Для того, чтобы все жела­ющие могли участвовать в общей молитве при прослав­лении святителя, посредине обширной площади перед собором выстроили крытый помост – своего рода цер­ковь-павильон с куполом и алтарём и с электрическим освещением. Здесь в ночь с 9 на 10 июня был поставлен после прославления честной гроб со святыми мощами Иоанна для поклонения.

"Светозарная ночь"

Издатель журнала "Колокол" Василий Михайлович Скворцов был единственным столичным корреспондентом, подробно опи­савшим тобольские торжества. Особенно трогательно он пишет об их кульминации:

"Вечером 9 июня благовест ты­сячепудового тобольского великана соборной колокольни призвал на великий пир веры в честь и славу святителя Иоанна…

Многие тысячи рук осенили себя крестным знамением в трепетном чувстве радости и великой благо­дарности Царю Небесному за осу­ществление благочестивого упова­ния многих поколений тобольского верующего народа…

Когда вся эта многотысячная масса богомольцев зажгла свечи (при пении "хвалите" и обнесении раки с мощами новопрославленно­го Угодника вокруг всего кремля и площади), то картина получалась буквально неописуемого церковно-бытового благолепия.

Погода стояла тихая, тёплая. Ни одна свечечка не погасла, не ми­гала. На тёмном фоне народного моря эти десятки тысяч огоньков представлялись как бы рассыпав­шимися и застывшими неподвижно в воздухе искрами разорвавшегося фейерверка…

Пение во время всех торжеств было простое и общенародное, во главе коего был архиерейский хор, одетый в простые обывательские костюмы, почему получалось впе­чатление, что хора особого и нет в храме, а поёт вся церковь…

Началось изнесение святых мо­щей из собора, двести лет хранив­шего под спудом этот яркий све­тильник веры, поставляемый ныне на "всецерковную подсвещницу"… Со всех колоколен полился "крас­ный звон", обрывавшийся где-то вдали, на широкой водной поверх­ности стремительного Иртыша…

Выходит на балкон епископ Варнава… Своим звонким, от­чеканивающим голосом владыка воскликнул: "Братья и сестры, у нас ныне "воистину священная, все­празднственная, спасительная ночь светозарная", "праздников празд­ник", вторая "Пасха красная"... Будем радоваться о Воскресшем Го­споде, дивном во святых Своих"... Вдохновлённая толпа певцов и певиц заглушает дальнейшие слова архиерея-народолюбца радостным пением пасхального канона…"

Торжества на приходах

Во всех городах и сёлах России – в том числе в Ишиме и Ишимском уезде – вечером 9 июня также были отслужены всенощные с первым величанием нового святого, а в день прославления 10 июня совершены были повсеместно литургии с мо­лебнами Иоанну Тобольскому.

Ещё за полгода до акта прослав­ления, после выхода определения Святейшего Синода, иконописные мастерские, а также типографские и литографские заведения, взялись за изготовление изображений свя­тителя. Тобольский епархиальный книжный склад в мае заказал иконы св. Иоанна лучшим петроградским и московским живописцам. Было напечатано множество икон на бумаге. И всё же их не хватало многочисленным паломникам, жаждавшим унести в родные горо­да и веси воспоминание о святых днях в Тобольске.

В 1916 году многие приходы озабочиваются приобретением хра­мовых икон митрополита Иоанна. Их пишут столичные и тобольские иконописцы. Но не только. Так, в строящийся храм в селе Шабалино Ишимского уезда для иконостаса, который изготовляла ишимская мастерская И.А. Хлопотова, была также заказана икона тобольского святителя, написанная, возможно, самим Иосифом Андреевичем. Чудом она пережила бурные со­бытия ХХ века и в 1990-х годах вернулась в сохранившийся чудом же храм. В селе Южно-Плетнёво нынешнего Омутинского района в руинах кирпичного храма также ещё можно увидеть сохранившееся изображение Иоанна, написанное в 1917 году живописцем Павлом Ва­сильевичем Пестовым, пермским мещанином, который работал по найму у Хлопотова.

И поныне владыка Иоанн – один из самых любимых сибирским пра­вославным народом святых, и на торжества его памяти 22–23 июня в Тобольск неизменно собирается великое множество паломников, на­деющихся на его предстательство пред Господом.

Надежда АНТУФЬЕВА, Геннадий КРАМОР.

На снимке: образ святителя Иоанна из иконостаса Шабалин­ской церкви.