26 октября 2018, 13:53 костюм традиции

Поэзия народного костюма

Поделиться:

Самое первое мнение о том, чтобы в День славянской письменности и культуры, в День России, другие праздники выходить на торжества, на улицы в национальных костюмах, я услышала от директора музея П.П. Ершова Надежды Проскуряковой.

 

Сарафан и лента

По её словам, есть горожанки, желающие иметь в своём гардеробе наряды в русском стиле. "Мы так и жизнь проживём, а национального не нашивали. А костюм – душа народа, – уверена Надежда Леонидовна, – одежда с орнаментом украсит любую девушку. Не думаю, что парни рьяно ринутся в эту затею. Тон в моде всегда задаёт женская красота".

Этнографы, искусствоведы обрисовывают русский национальный костюм живописно. Силуэтом, тканями, цветовым сочетанием, декоративным решением и украшениями костюм подчёркивал статность руссов и колорит России. В каждом регионе с учётом традиций были свои предпочтения цвету и элементам.

В Доме национальных культур и ремёсел г. Ишима продемонстрировали несколько видов женских костюмов, подчеркнули: инициативу о разных национальных нарядах на праздниках поддерживают. Мастер золотые руки Галина Чернова заметила: парад в сценических костюмах на улицах города уже устраивали. Это красиво и важно, но одним махом или волевым указом всех подряд не оденешь. Хотя, к примеру, русской женщине по силам сшить сарафан с орнаментом, а на голову простой убор – ленту, повязку.

 

И душегрея, и кубелёк…

Именно такой комплект – сарафан, блузку и кичку алого цвета – показала директор Дома национальных культур и ремёсел Оксана Тагильцева. Это её сценический костюм для ведения праздников. Сшила она и ещё один наряд в русском стиле, причём для повседневной носки –  белая блузка, жилет-душегрея и юбка.

– Давно хотела в гардероб блузку с вышивкой свободного покроя, –  рассказывает Оксана Сергеевна – Портниха сделала выкройку. Я взяла в руки пяльцы. Долго штудировала интернет, чтобы вышивка соответствовала традициям, смотрелась стильно и современно. В итоге разработала свою схему: розочку взяла с одной, незабудки – с другой, листочки подрисовала. Сложность возникла с качественной канвой. В "сундуках" нашла бабушкины нитки и старую канву, отстирала её, отгладила, приложила к ткани и вышила рисунок мелким крестом.  Хочу ещё чёрную блузку с вышивкой сделать под этот комплект. Канвы бабушкиной, смотрю, ещё хватит.

Оксана надевает жилет-душегрею на флисовом подкладе. Он сшит из павлопосадского платка и оторочен искусственным белым мехом. Когда задумывала костюм, жилет-душегрея не предполагался. Но попала с коллегой Галиной Черновой на выставку платков.  Выбирала между голубым и розовым, остановилась на красном, такого же цвета и розы на блузке вышила. Льняную юбку купила готовую, украсила её фрагментами из платка.

– Люблю всё национальное, – признаётся Оксана. – Первая вещь с этноколоритом у меня – арабская туника, потом индийский костюм, и вот – грех мне, русской, не иметь наряда. И не сценического, а для личного гардероба. Красный ремешок, разрезы с двух сторон осовременят изделие. На чёрную блузку сделаю вышивки еще больше: васильки, красные маки, белые ромашки.

В нашем импровизированном показе русского женского костюма – следующий наряд.  Сценическое платье "кубелёк" с накладными деталями, ярко декорированными "под гжель",  изготовленное в ателье, демонстрирует методист по национальным культурам Анжелика Талалаева.

 

Прямоугольное платье

Русский костюм по фасону длинной рубахи изготовила для себя мастер золотые руки Наталья Труш.

–  Даже выкройки особой не требуется, – уверенно говорит Наталья Вениаминовна. –  Прямоугольник ткани –  перед, другой –  спинка...

На международном фестивале художественных ремёсел "Артания" в Новосибирске купила она отрез льняной браной ткани, в которую уже при ткачестве полотна с помощью дощечки-бральницы продета узорная ткань алого цвета. Это дало и эффект вышивки, и край ткани не нужно обрабатывать.  По приезду домой сразу же сшила платье, чем исполнила давнюю мечту – иметь личный полноценный русский наряд. Декор – вязание крючком, старинные бабушкины подзоры, "уголки" из ткани. Для поясного кошелька применила технику валяния. Прошвой оторочила край юбки-подольницы под платье.

– Вот и все! – Восклицает мастерица.

– Так просто, –  восхищаюсь я. 

 – Всё рукотворчество – дело лёгкое! Главное – начать, – убеждённо констатирует Наталья.  – Я – русская, потому хотела иметь платье в национальных традициях. Часто участвую в мероприятиях по декоративно-прикладному творчеству, выставках городских и персональных, надо соответственно и выглядеть. На голову сшила повойник  – мягкую шапочку с элементами кички, прострочила её цветным узором и украсила бисером. В моём гардеробе есть рубаха в народном стиле лоскутного шитья для повседневной носки. Еще сшила блузку из старого подзора. Такой замечательный мне подзор в технике "ришелье" отдали – широкий, из старинной ткани. "Не хочешь, так выброси…", – проговорили. Где же я выброшу,  – Наталья  довольно улыбается.

Не то дорого, что красного золота, а дорого то, что мастера доброго, – вспомнилась мне сразу русская пословица. Умения эти чудесные достались Наталье Труш как самая большая ценность от бабушек: Евгении Макаровны Каргополовой из д. Окунево Бердюжского района и Александры Михайловны Холоповой из Армизона. Холоповы, староверческая семья, переселенцы из д. Кашино Архангельской области, владели всяким мастерством  – вплоть до коклюшек, на которых ткут вологодское кружево. У Натальи тоже всё в руках красотой оборачивается, но свое звание мастера золотые руки и медаль "Золото Артании" на международном фестивале в Новосибирске она получила за технику лоскутной графики.

 

О, времена и мода!

– Совсем не обязательно тянуть старину в русский костюм, – к нашей беседе вновь присоединяется  Галина Чернова.

У неё большой опыт участия в национальных праздниках  – от уличных гуляний до многожанровых сценических фестивалей международного уровня.  Звание  мастер золотые руки она имеет в технике вышивки.

– Материалы позволяют выбрать на платье оптимальный фасон, украсить вручную, – продолжает Галина Ивановна. – Вышивка как увлечение вернулась в обиход.  Ишимские мастерицы отходят от русской красно-чёрной вышивки, потому что есть варианты – под гжель, хохлому, палех. Из павлопосадских платков получаются шикарные юбки, платья, жилетки. На выставке мы с Оксаной любовались их многоцветьем, выбирали тщательно платок ей на костюм, чтобы и повседневно можно было его надеть, и как сценический. У нас ведь жизнь – сплошной праздник, – Галина Ивановна слегка иронизирует.

По её убеждению, одежда в русском стиле очень актуальна, особенно для ведущих. Но на национальных мероприятиях часто не хватает естественности. Это всегда шоу, хотя и с элементами обрядов разных культур. Не хватает глубокой осмысленности действия, активного участия зрителей, знания каждого праздника.  "То есть, – уточняет мысль Галина Чернова, – масленица – это не только, когда блины пекут, а рождество, когда подарки получают. В Германии все жители имеют национальные костюмы и надевают их даже на маленькие праздники. А сшить костюм для себя меня подвигла Наталья Труш. Она знает, как должна выглядеть русская женщина".

Людмила Марикова.

Фото Сергея Сафронова.

 

·      Пресс-опрос

Как Вы считаете,  вернётся ли национальный костюм в наш гардероб, и будет ли его ношение способствовать осознанию себя гражданином России?"

Ольга Старкова:

– Во многих странах, особенно азиатских, почитание национальной одежды – культурное достояние и элемент самоосознания человека как представителя народности.  Россия – страна многонациональная... И как не можем ввести государственной одну религию, так и в костюмах не будет однозначности. Может, стоит разработать линию одежды с лейтмотивами костюмов народов РФ: русские, чувашские, татарские, другие? А вообще мне очень нравятся старорусские головные уборы: кокошники, повязки на голову. Еще сарафаны с вышитыми узорами и рубахи с шитьем!

Евгения Шевелева:

– Настоящий национальный костюм – такой же культурный символ страны, почти как флаг или герб. Таким он и должен остаться. Если мы в обычной жизни начнём ходить в расписных кафтанах да в сарафанах, рискуем эту самую культурную, историческую их ценность со временем "затереть" что ли... Я не могу представить модницу в мини-юбке с национальным орнаментом. К национальным вещам должно быть, прежде всего, уважение. Чтобы воспитывать чувство патриотизма, нужно детей в музей водить, на хорошие фестивали национальных культур, больше рассказывать об этом, а не в модные сапоги сафьяновые наряжать.

Наталья Кузнецова: Лично я не вижу в костюме необходимости, не представляю, зачем бы он мне понадобился. Место только занимать в шкафу. А для воспитания патриотизма нужен совсем не костюм, а любовь к своей стране, которая проистекает из уважения к ее многовековой истории и языку. На сцене – другое дело. Меня очень умиляет, как сын танцует в национальной одежде.

Евгения Смольская:

– Мне нравятся русские орнаменты, вышивка… Думаю, таким нарядам есть местечко в гардеробе, и повод, куда в них выйти. Осознание, что твои предки носили подобную одежду, даёт человеку не только ощущение связи поколений, это и гордости за  Родину – огромную, великую, чтущую традиции.

Екатерина Шаманская:

– Считаю, что русский национальный костюм будет жить. Станет ли он массовым трендом? Всё может быть... Если начнётся активная реклама в тандеме с современной стилизацией, то увидим такие костюмы в бутиках. Ношение костюма, думаю, может способствовать и осознанию себя как гражданина, через внешний атрибут произойдет интериоризация идей и смыслов, наделяющих русский народный наряд.

Наталья Донова:  

–  Мода не стоит на месте, и национальный костюм вызовет интерес, если сделать его более удобным. Это право выбора каждого – следовать традициям народа,  которому принадлежишь.

Юлия Бачурина:

– Меня восхищает русский национальный костюм. Неоднократное посещение выставок национальной одежды воспринимаю как возможность прикоснуться к сокровенному, родному и словно ускользающему.  Раньше костюм всё рассказывал о своём владельце: откуда родом, из какой губернии,  возраст, замужем, женат ли и т.д. В реальной же жизни часто вижу лишь жалкую на него пародию. Хотя отдельные элементы национального костюма сохранились и в современной одежде: орнамент, крой и т.д.  Я люблю свою Родину и горжусь тем, что я – русская, и считаю, что любая этнокультура прекрасна, и имеет право на существование.